«Капитаны» - план-конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе
Автор: Осколкина Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18»
1. Задачи :
1) расширение представлений об окружающем:
расширять и уточнять представления детей о путешествиях,
закреплять знания о морском транспорте,
развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе с четкой иерархией (капитан, помощник, юнга);
2) формирование игровой деятельности:
А) развивать сюжет:
Б) обучение игровым действиям:
формировать представления о сплоченном коллективе,
соблюдение правил подчинения вышестоящему по званию,
нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя,
распределение ролей,
использование игровой атрибутики и предметов заместителей,
перевоплощение игрового уголка в палубу корабля.
3) формирование взаимоотношений:
2. Подготовка к игре:
Дата Изготовление атрибутов
Обогащение впечатлениями
Обучение игровым приемам
ОКТЯБРЬ.
Изготовление бескозырок и парусов из бумаги, ткани.
Встреча с капитаном дальнего плавания.
Научить выстраиваться на «палубе» и стоять в строю, расправить паруса
Изготовление цепи для якоря из фольги.
Беседа на тему устройства корабля
Научить отдавать швартовый и спускать и убирать якорь
Сбор тельняшек для изготовления формы
Прослушивание композиций "Яблочко" муз. Глиэра.
Научить пользоваться картой
Изготовление сундука для сокровищ
Использование слайдов по теме.
Научить воинскому приветствию старших по званию
Рисование флага и погонов
Экскурсия в музей.
Поощрять самостоятельную организацию игровой деятельности.
3. Перспективный план подготовки к игре «Капитаны»
Сюжеты Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты
Построение на корабле, поднятие флага.
Капитан, матросы и другие члены судна -кок, врач, юнга, боцман, мастеровой, штурман, радист, журналист .
Форма, бескозырки, флаг, пагоны.
Маршировка, построение, девиз, спуск на воду, подъем якоря. (Все происходит под музыку марша)
Шагом марш!
Смирно!
Построение на середину.
Отдать швартовый!
Спустить якоря!
Расправить паруса!
Сопутствующие сюжеты
Камбуз
Кок
Колпак, фартук, посуда.
Приготовление пищи, обед.
«Макароны по-флотски», ром, морская капуста.
Каюта доктора
Доктор
Халат, инструменты, очки, бинт.
Перевязка ран, раздача витаминов, разливание гоголя-моголя.
Допуск к плаванию.
Боевые раны, перевязка.
4. Ход игры:
Создание интереса к игре:
Зал заранее оформлен для создания соответствующей обстановки к сюжетной ролевой игре: «Морское путешествие».
- Центральная стена украшена изображением сказочного острова.
- Изготовлен макет корабля из модулей.
Педагог: Ребята, мы сегодня не сможем с вами играть. Все игрушки украли пираты. Чтобы вернуть всё на места нужно отправиться в морское путешествие к островам и вступить в бой с морскими пиратами. Ну, что, отправимся на поиски игрушечных сокровищ?
Дети: Да!
Сговор на игру:
а) определение плана сюжета
Воспитатель: Вот наш корабль. Как мы его назовем?
Дети: Дети предлагают названия: «Победа», «Солнышко», «Капитошка» и т.д.
б) планирование игры
Воспитатель: С собой нужно взять карту Игрушечного острова.
Дети берут карту и сундук для сокровищ.
в) распределение ролей
Воспитатель: Но, чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда. А кто на корабле самый главный? (ответы детей)
Воспитатель: Какими качествами должен обладать капитан? (ответы детей)
Воспитатель: Кто обладает этими качествами? (ответы детей)
Воспитатель одевает фуражку и дает бинокль капитану. Капитан назначает врача, матроса и других. Все члены команды проходят медосмотр.
Воспитатель: А кто напишет репортаж о путешествии, сделает фотографии? (ответы детей)
Дети предлагают воспитателю роль журналиста. Воспитатель:Хорошо, я буду журналистом. Напишу репортаж о нашем путешествии, сделаю фотографии, а потом мы все это разместим в альбоме «Морское путешествие». Вы согласны? (ответы детей)
г) создание воображаемой ситуации
Воспитатель: Ну что же, команда наша готова. Корабль ждет нас в порту. Пора отправляться в путешествие. Воспитатель: Товарищ капитан, командуйте.
Разыгрываются сюжеты:
«Построение на корабле, поднятие флага»
«Каюта доктора»
«Камбуз»
«Высадка на остров: « Игрушек»
«Морское сражение с пиратами»
Образец ролевого поведения: педагог идет на прием к доктору, звонит в колокольчик, предупреждая об опасности, ловит рыбу для обеда, несет ее на камбуз, участвует в морском сражении и т.д.
Участие в ролевых диалогах: общение с жителями острова, обращения к старшим по званию и т.д.
Вхождение в роль журналиста (фотоаппарат, планшет, диктофон).
5. Окончание игры.
1) Радист сообщает, что изменились метеоусловия. Будет сильный шторм. Капитан дает команду вернуться в порт. Благодарит всех за хорошее путешествие.
Журналист (педагог) говорит «спасибо» всей команде за увлекательное и интересное путешествие. Команда сходит на берег и рассматривает найденные сокровища и прячет сундук;
2) команда должна отдохнуть и набраться сил для нового путешествия.
6.Оценка игры
1) выход деятельности воспитанников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий и игрового взаимодействия детей.
2) общение с детьми «на равных» в игре, не разрушать игровой сюжет, выстроенный и предложенный детьми самостоятельно.
7. Схема игры.
4
1
Корабль
Каюта доктора
Камбуз
Остров «Игрушек»
Место морского сражения.