Ситдикова Фаиля Мусиевна, failja555@rambler.ru
Береза – символ России
Сценарий весенне-летнего праздника
(для старшеклассников с привлечением детей младшего возраста)
Ситдикова Фаиля Мусиевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ д. Нуркеево.
Республика Башкортостан, Туймазинский район
На фоне музыки на сцене, оформленном согласно тематике праздника,
появляются ведущие,
1-й ведущий: Добрый день, ребята!
2-й ведущий: Добрый день, дорогие гости нашего праздника, который называется «Береза – символ России».
1-й ведущий: Ум человека беспокоен, его дела велики: нами покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг и под окошком полно мусора и битого стекла? Неужели такие мелочи могут вызывать тревогу и отвлекать нас от созерцания величественной поступи цивилизации на нашей планете?
2-й ведущий: Да, могут! Деревья в лесу бессловесны. Они не могут рассказать о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц, как выжигают молодую древесную поросль пожары, возникшие по безалаберности туристов…
1-й ведущий: А ведь леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
2-й ведущий: Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он бережет почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие ветры, пыльные бури преграждает своими зелеными плотинами путь к сыпучим пескам…
1-й ведущий: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б мы знали о них, то у нас, должно быть, не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.
2-й ведущий: О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
1-й ведущий: Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом.
2-й ведущий: Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.
1-й ведущий: Из дерева делались дома и лодка, копье и соха, колыбель и гроб. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых дал лес…
2-й ведущий: Наши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!
1-й ведущий: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.
(Участники фольклорного кружка исполняют русскую народную песню «Тонкая рябина»)
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?
А через дорогу,
За рекой широкой
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, судьба такая, –
Век одной качаться.
1-й чтец: Рябина. Она издавна на Руси пользовалась большим почетом, в народе слагали о лесной красавице песни, наделяли ее волшебной силой. Рыбак брал с собой в море рябиновую палку – с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорожденного ребенка надевали ожерелье из рябины, листья ее подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров, чтобы у них было больше молока. Плоды и цветки рябины широко применяются в народной медицине.
2-й чтец: Дуб. Самым почитаемым деревом в традиционной культуре славян считался дуб. Он был связан с языческим богом – громовержцем и символизировал силу, крепость и мужское начало. В Древней Руси дуб называли царем деревьев, под ним совершали религиозные обряды, ему приносили различные подношения в виде угощения.
1-й чтец: Осина. «Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетой» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красные, суриковые и лимонно-желтые цвета.
Согласно одной из легенд, состоялся как-то между деревьями спор, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень, и кедр, и береза наперебой хвастались друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать. Но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья ее широко применялись народными целителями.
А из сказок мы знаем, что только осиновый кол способен обезвредить вурдалака и вампира.
2-й чтец:
Из детских всех воспоминаний
Одно во мне свежее всех,
Я в нем ищу в часы страданий
Душе младенческой утех.
Я помню липу, нераздельно
Я с нею жил; и листьев шум
Мне веял песней колыбельной.
Всей негой первых детских дум.
Как ветви сладостно шептали!
Как отвечал им лепет мой!
Мы будто вместе песнь слагали
С любовью, с радостью одной.
Давно я с липой разлучился;
Она, как прежде, зелена.
А я? Как стар! Как изменился!
Не молодит меня весна!
Увижу ль липу я родную?
Так мог бы сердце я согреть
И песнь младенчески простую
С тобой, мой добрый друг, запеть.
1-й ведущий: Это стихотворение А. Одоевского посвящено липе, одной из настоящих чудес природы.
Известны целые города, которые росли и строились под липами и нарекались в их честь – Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень с названием Подлипки!
Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Дерево это любо нам. Оттого и растет на красном месте – под окном, вдоль улицы. И везде в почете.
2-й ведущий: Верба, ива, ель, сосна, яблоня… Каждое из этих деревьев имеет свое место в устной народной словесности, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки.
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь… (березку)?
1-й ведущий: Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.
1-й чтец:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
«Березка» А. Прокофьев.
2-й чтец:
Уже туман над полем розов,
Раздольно зори занялись,
А под моим окном березы
В кадрили за руки взялись!
Своих подружек окликая,
Все в солнце кружатся, прямы,
И машут друг другу платками,
Не побеленными с зимы.
А. Прокофьев.
1-й чтец:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин.
1-й ведущий: Вот сколько стихов и песен. А есть еще и загадки:
– На каком дереве две коры вместе одной? (На березе). Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая.
– Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы береза могла через них дышать.
2-й ведущий: Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы)
1-й ведущий: Беленькие палочки, зеленые махалочки. (Береза)
2-й ведущий: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты. (Береза)
1-й ведущий: Какой гриб растет под березой? (Подберезовик)
2-й ведущий: – Как называется кора березы? (Береста)
1-й ведущий: Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь).
2-й ведущий: – Почему кору березы очень любят ученые-историки? (В древности не было бумаги и люди писали на бересте – коре березы. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые – историки смогли много узнать о жизни наших предков).
1-й ведущий: Какое дерево весной может утолить жажду?
(Береза. Березовый сок).
2-й ведущий:
Стоит дерево цветом зелено:
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Другое – от теми свет,
Третье – дряхлых, вялых пеленать,
А четвертое – людям колодец.
(Береза угодила нам четырежды. Из ее веток делали банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и еще весной пили березовый сок. Еще из бересты варят жвачку, очень вкусную и полезную для здоровья)
2-й ведущий:
Отчего так в России березы шумят?
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят
И листву так печально кидают?
Это строки из песни «Береза». Исполняет ее Николай Расторгуев и группа «Любэ». (Звучит аудиозапись песни).
1-й ведущий: Береза… Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!
2-й ведущий: А сколько картин написано живописцами. Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. В пейзажах нашего земляка, художника Бориса Федоровича Домашникова береза занимает особое место. Его картины называются: «Березки», «Май. Березняк», «Лето. Березы», «О березах», «Снова о березах». Это нежное изящное дерево вносит лирическую ноту в содержание картин.
1-й ведущий: Вот одна из картин художника (демонстрируются репродукции). Мы видим высокий уральский кряж, поросший деревьями. Суровый пейзаж смягчают белые березки, отчетливо выписанные на переднем плане.
2-й ведущий: Произведения Домашникова воспитывают в людях высокое чувство любви к Родине, к ее природе.
1-й ведущий: К образу березы обращались не только русские поэты. Стихотворение «Одинокая береза» принадлежит перу другого знаменитого нашего земляка, народного поэта Рашида Нигмати.
Чтец:
Нагая степь пуста, опалена,
Надвинулась со всех сторон.
Здесь не качает кроною сосна
И не шумит кудрявый клен.
Лишь одиноким странником в степи
Стоит береза… глянешь в дали –
И безнадежность взоры ослепит.
И душу захлестнет печать.
Грустит береза: где ее друзья?
Она в степи одна… одна…
«Когда, когда же с ними встречусь я!» –
Тоскливо думает она.
Кто слышит тихий стон ее в грозу
Сквозь ливня гул, сквозь ветра вой?
Кто видит, как она, смахнув слезу
Дрожит озябшею листвою?
Как в час, когда бушует ураган,
Задохшись, вся в густой пыли, –
Страдалица сгибает белый стан,
Клонясь макушкой до земли.
… Стряхнув песок с ресниц, открыв глаза,
Береза видит – степь мертва,
Песчаный смерч все, как огнем, слизал,
Поникла жухлая трава.
И саженцы, березу окружив,
Растут и крепнут что ни год.
И, старый друг из праха вставших нив,
Она забыла дни невзгод.
2-й ведущий: В грузинской поэзии образ березы тоже нередко появлялся. Послушайте стихотворение Симона Чиковани «Березы» в переводе Евгения Винокурова.
Чтец:
Дорога на Иену: стройный ряд
Платанов шумнолистных и могучих.
Баранку крутит названый мой брат –
Рязанский парень, юный мой попутчик.
Чужие мчатся четкие леса,
В их зелени нежданно, у откоса
Вдруг чистая сверкнула, как слеза,
Задумчивая, светлая береза.
За ней вдали вторая, третья…
– Брат,
Гляди, растут березы в крае этом!
Как землякам, я им, высоким, рад.
И лепет их звучит для нас приветом.
Водитель мой, слегка убавив газ,
В окно взглянул задумчиво и строго:
– Да, хороши, но все же там, у нас,
Они стройнее и светлей намного!
В России белым пламенем слепят
Березы в гуще рощ и на покосах…
Мы мчим вперед, но к Родине назад
Нас возвращают мысли о березах.
Взор опоясав белизной стволов,
Шумят березы в долах и на кручах,
Среди пудовой зелени дубов,
Средь гнутых ив, усталых и плакучих.
Я не в краю березовом возрос,
Моя Бичвинта слышит волн удары,
Но беспечальный караван берез
Ведет в мой край самшита и чинары.
Придем домой, и верить я готов –
Березы встретят нас на крутосклоне,
На их ветвях возникнет жар плодов
И опадет в широкие ладони.
1-й ведущий: Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
Чтец:
Ты видел, как рождаются березы?
Совсем, как травы:
Стебель да листок.
Средь бела дня,
Или на зорьке розовой,
Чуть полыхнет очнувшийся восток, –
Посмотришь, –
Приподнялся из пеленок
И, как былинка хлипкая, стоит
Березы русской махонький ребенок
И вовсе не березовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
В два – три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придется плохо:
То – непогода,
То – земля жестка,
То – солнце заслонить
Стремятся травы…
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
Чтоб стройной да кудрявой
Да белою березонькою стать!
2-й ведущий: В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам хана Батыя и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
1-й ведущий: И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за матерей, за Родину и … русскую березу.
Чтец: (в форме солдата).
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»
1-й ведущий: Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который, подобно былинному богатырю, готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же… береза. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
2-й ведущий: История, происшедшая с писателем Виктором Петровичем Астафьевым убеждает нас в этом еще больше.
Чтец: Заболел я однажды, и мне дали путевку в Южный санаторий, где я никогда еще не бывал.
В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые строки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…
Учитель: Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом березу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси еще в стародавние времена было величание березы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Этот праздник напоминает мне встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощенье – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленточки, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит фонограмма песни «Во поле березонька стояла…»
Выполняя простые танцевальные движения, появляются две девочки. Они одеты в белые сарафаны, разрисованные как ствол березки. На головах веночки, у каждой в руке по березовой веточке. Они становятся посреди зала.
1-я березка:
К нам праздник пришел,
Пришла Троица!
Травой-муравой земля покроется,
Цветочками приукрасится.
Красны девушки придут
Ко березонькам,
Хоровод заведут
С песней звонкою!
2-я березка:
– Береза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
– «Ходите, девушки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать.
Я к вам согнуся,
Сама в веночки завьюся.
А вы меня прославляйте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые!
1-я девочка (в русском национальном костюме, с веночком из березовых веток и цветов):
– Березы радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут.
К вам красные идут –
Завивать венки идут
Музыка продолжает звучать. Вереницей выходит группа девочек (5-6 человек), в хороводе окружают «березки».
2-я девочка:
– Вокруг березки я хожу,
Вокруг беленькой я хожу.
3-я девочка:
– Я не знаю, чем березку наряжу,
Чем я бело-кудревату одарю.
4-я девочка:
– Одарю березку алой ленточкой,
Да переленточкой;
5-я девочка:
А еще шелковым платком
Да лазоревым венком.
Девочки подходят к «березкам», украшают их разноцветными ленточками, «связывают» «макушки» их так, чтобы получалась арка.
Потом берутся за руки и заводят хоровод.
Нынче праздник Троица.
Стройная береза.
Пусть дождем умоется,
Пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую
Ленту повязать,
То береза ломкая
Счастье может дать.
Из веточек березовых
Мы заплетем венок.
Корою бело-розовой
Украсим кузовок.
Деревце заветное
Нам на праздник этот
Скажет: «Вас волшебное
Ожидает лето!»
Светлая ты Троица,
Ласковая ночь,
Буря успокоится
Зло отступит прочь.
Из веточек березовых
Мы заплетем венок.
Корою бело-розовой
Украсим кузовок.
6-я девочка:
– Ты, березка кудреватая,
Ты, кудрявая, моложавая,
Ты когда взросла?
Когда вызрела?
1-я березка:
Я весной взросла,
По зорям расцвела,
Под солнцем вызрела,
Летом выросла.
7-я девочка:
– Ты, березонька мая зелененькая,
Кудреватая, веселенькая,
Когда ты к нам пришла?
2-я березка:
– Я к вам пришла,
Когда стелется рекой
До небес высоко –
Шелкова трава,
Зелена мурава;
Когда в поле цветочки
И сиреневы кусточки;
Когда солнышко,
Колоколнышко!
1-я девочка:
– Белые березоньки!
Ходите с нами гулять,
В хороводе постоять.
Ваши веточки зеленые,
Наши песни веселые.
Девочки поют «Во поле березонька стояла…», змейкой проходят через «арку», в центре оказывается то одна, то другая «березка».
Во поле березонька стояла;
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую березку золомаю.
Люли – люли заломаю,
Люли – люли заломаю.
Срежу я с березки три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Стану я на дудочке играти,
А подружки станут подпевати.
Люли, люли подпевати,
Люли, люли подпевати.
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
2-я девочка:
– Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы березоньку завили,
А теперь пора нам венки в речку покидать.
На судьбу, на счастье погадать.
3-я девочка:
– В речку, в речку,
В студеную водицу.
4-я девочка:
– Уж мы первый веночек –
За батюшку доброго.
5-я девочка:
– Уж второй-то венок –
За матушку любимую.
6-я девочка:
– А третий венок –
За самих себя.
Девочки кланяются «березкам», берутся за руки и под музыку уходят из зала вместе с «березками».
Учитель: Ребята, береза на Руси широко использовалась на многих весенне-летних праздниках.
Ее заламывали (не ломали!), связывая с травой ее макушку, создавали своеобразные ворота; на самой березке из веточек плели «оконца» для кумления (девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись быть подружками; под березой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…)
В некоторых местах был еще и такой обычай: березу срубали, приносили и устанавливали ее в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама троицкая береза в разных русских зонах называлась по-разному: кума, гостейка, семик, сад, куст и др.
Пальмы, баобабы, кофейные деревья… названия эти связаны с далекими странами, о которых мы узнаем сначала из книг и телевизионных передач, позже – совершая туристические поездки и путешествуя по миру. А вот нашу Родину, невозможно представить без березки, белоствольной красавицы.
1-й чтец:
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.
Олег Шестинский.
Учитель: О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут десятилетия, сотни лет, но береза, как и в былые времена, будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ.
Давайте завершим нашу встречу стихотворением Всеволода Рождественского. На прощание послушаем его «Березку».
Чтец:
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Снова звучит песня «Береза» в исполнении Николая Расторгуева и группы «Любэ».
Использованная литература
1. Народные приметы: хотите – верьте, хотите – проверьте. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1987.
2. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
3. Календарь на 2003 год «Времена года» Составитель И. Носкова. ООО фирма «Журна».
4. В.К. Соколова. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX – начало XX в.). – М., «Наука», 1979. 284 с.
5. Стихи - из разных источников…