Методическая разработка на тему Страницами жизни великого русского писателя Н. В. Гоголя

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая разработка

воспитательного мероприятия на тему:

«Страницами жизни великого русского писателя Н. В. Гоголя»




Николай Гоголь для нас знакомый незнакомец. Он называл себя мистическим писателем. Действительно, вся его жизнь – тайна, а творчество Гоголя привлекает внимание многих поколений ученых. Дискуссии, споры вокруг произведений мастера и его имени продолжаются. И это закономерно, ведь Гоголь действительно «целый мир», великий и многогранный.

Гоголь принадлежит к великим писателям, чье творчество составляет славу и гордость мировой культуры. Для русских он – Николай Васильевич, для украинцев – Микола Васильович, итальянские друзья называли его синьор Николо, для человечества он просто Гоголь, великий волшебник слова, ясновидящий, который имел дар проникать в тайну человеческой души.


Вірш Iвана Драча «До Гоголя»


Все Гоголя про Гоголя питаю –

Яким він був? І в чому таїна,

Що сам собі усе про нього втаюю,

Вночі він ближче, гірше завидна.


Все таємниці вдень скресают льодом

Стаєшь нікчемним, згірш усіх нікчем,

Люблю його останнім перельотом

І небо замикаю тим ключем.


Душа летить із вирію за Гоголем

В гніздо пречистих і скорботних рук.

Душа моя відчайно незагоєна,

Їй дише вслід морозом Басаврюк.


А в небі тихо. І немає стелі.

І тільки видно, як віддалеки

Він хмарою химерною шинелі

Нам зігріває різдвяні зірки.


І тільки тужно, бо не доступитись,

І тільки журно, бо нема й нема.

До неба встати. З неба зір напитись.

Душа живе ще, хоч і смерть німа.


Диканька, Миргород, Великие Сорочинцы! Кто не знает этих достопримечательных мест на Полтавщине, воспетых удивительным чародеем слова Н. В. Гоголем!

Между Диканькой и Миргородом раскинулась чернозёмная степь, красуются живописные села и хутора над балками с такими вербами и стройными тополями. Здесь, на хуторе Курчинском, жили родные будущего писателя в небольшом поместье среди роскошной украинской природы. В последствии хутор вырос в селе Яновщину, названное по фамилии древнего рода, а затем переименован в село Васильевку, в честь отца писателя.

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский принадлежал к новоявленному дворянству. Дед его был сельским священником. А отец, Афанасий Демьянович, завершил свою карьеру в чине секунд-майора, женился, получил за невестой «хутор», названный в последствии в честь сына Васильевкой. Василий Афанасьевич был человеком иного времени. Воспитанный на чтении Карамзина и чувствительной литературы начала века, он не стремился к служебной карьере. Его привлекала тихая сельская жизнь на лоне природы. Не чужд был и сочинительству, писал стихи, подлинным его признанием были простонародные комедии, которые он сочинял на украинском языке.

Главным лицом в Васильевке явлалась Мария Ивановна Гоголь. Она часто рассказывала романтическую историю своего замужества: «Ему указала на меня царица небесная, - говорила она слушателям, уже давно знавшим все подробности, - Он меня увидал во сне не имеющую году и узнал, когда печально увидал меня в том же самом возрасте, и следил за мной во все возрасты детства.»

Она была дочерью соседнего помещика Косярова. Василий Афанасьевич часто навещал её родных и влюбился в девочку, которая еще играла в куклы и была моложе его на четырнадцать лет. Наконец было сделано официальное предложение и счастливый Василий Афанасьевич увез после свадьбы молоденькую жену, которой было 14 лет, к себе в Васильевку. Там они зажили жизнью, которую Гоголь так влюблено, хотя и насмешливо описал в своей повести «Старосветские помещики».

Через четыре года тихой и счастливой жизни появился первенец – Никоша. Кроме Николая, у Гоголя было пятеро детей – сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 - 1893), Елизавета (1823 - 1864) и Ольга (1825 - 1907).

В дальнейшем старший сын сестры Елизаветы Васильевны – Николай Быков был женат на Марии Александровне Пушкиной – родной внучке великого поэта. Так предки Гоголя породнились с предками Пушкина.



Гимназия высших наук


Осенью 1820 г. в Нежине состоялось открытие Гимназии высших наук, установлен девятилетний срок обучения. Вести о новом учебном заведении скоро дошли и до Васильевки. 4 августа 1821 г. желтая колымага доставила в Нежин Николая Гоголя-Яновского. На первых порах Гимназия неласково встретила Никошу. Тоска по дому, одиночество усиливалось насмешками товарищей, они прозвали его «пигалицей», находя в его тонкой, нахохлившейся фигуре сходство с птицей. Чаще других допекал Гоголя глупый и толстый Бороздин, дразнивший новичка «хохлом». Гоголь отомстил насмешнику в день его именин, выставив транспорант с изображением черта, стригущего дервиша. Бороздин любил коротко стрич свои волосы, за что получил кличку «Расстрига Спиридон». Это прозвище увековечено Гоголем и в историческом акростихе, напечатанном на транспаранте.


Се образ жизни нечестивой

Пугалище монахов всех

Инок монастыря строптивой,

Расстрига, сотворивший грех.

И за сие-то преступленье

Достал он титул сей.

О чтец! Имей терпенье, начальные слова в устах запечатлей.


С тех пор товарищи опасались называть Гоголя «пигалицей» и «хохлом», предвидя неминуемую месть.

Тяжелым ударом для мальчика была весть о смерти отца. Василий Афанасьевич умер в конце марта 1825 г. В письме к матери Гоголь сообщал о своих переживаниях, не по-детски серьёзных – «я сей удар перенес с твердостью истинного христианина. Оставшись наедине я предался своей силе безумного отчаянья. Хотел даже посягнуть на жизнь свою. Но Бог удержал меня от сего… »



Начало пути


Наконец закончены последние экзамены. Гоголь мечтает о бурном общественном поприще, о Петербурге, о службе на блага человечества. Он представлял себя сотрудником министра, восстанавливающим справедливость и правосудие, или литератором, к мнению которого прислушиваются. Все с восхищением читают Ганца Кюхельгартена (произведение написанное в гимназии), издатели приглашают его сотрудничать со столичными журналами.

В середине декабря 1828 г. Мария Иванова провела сына в дорогу. Первые впечатления о столице были обескураживающими. Все оказалось иным, чем он ожидал. Гоголь снимает квартиру на Большой Мещанской. Здесь пролегали Мещанские улицы, населённые ремесленниками, купцами и чиновниками. На этих улицах ютились герои будущих гогольских повестей.

Петербургская жизнь для молодого провинциала, привыкшего к изобилию и дешевизне плодоносной украинской глуши, казалось непомерно дорогой и разорительной. Нередко приходилось сиживать по неделям без обеда, питаясь лишь чаем с булками, чтобы справить какую-либо износившуюся принадлежность туалета. И всё время мучительные думы, как бы и где бы добыть проклятые, подлые деньги. Гоголь верил, что ещё не всё потеряно. Оставалась надежда на литературу на успех привезённой им из Нежина идилии «Ганец Кюхельгартена». Для издания «Ганца» пришлось истратить последние деньги, но книга не раскупалась. Прошёл месяц мучительных ожиданий и напрасных надежд. Вместе со слугой Якимом Гоголь обошел книжные лавки, в которых продавалась его книга, скупил все ее экземпляры, нанял номер в гостинице на Вознесенской улицы и сжег их. Это было его первое сожжение. Трудно пришлось Гоголю в первую Питербургскую зиму. Время тянулось бесконечно долго. Однообразная, докучливая, канцелярская работа, тусклый безрадостные каждодневный быт, беспокойство о матери и страх в конец истомили Гоголя. К весне в столице появились и недавние одноклассники, бывшие студенты Нежинской гимназии высших наук – Данилевский, Прокопович, Пащенко, Базили, Мокрицкий. В воскресенье решили отпраздновать встречу нежинцев. После нескольких добрых чарок горилки языки развязались. - А ну, хлопци, заспіваєм нашу рідну українску, -предложил Пащенко и густым басом затянул песню. Все дружно подхватили. Оставшись один Гоголь стал размышлять: вот если бы написать так, как рассказывают народные сказочники, поют бандуристы, как, писали Котляревский и его отец, Василий Афанасьевич. Они черпали свои образы, свои краски не из книг, а из жизни, из народных сказаний и песен. Но ведь он тоже может так писать, В его голове толпятся образы, наведаные родной Васильевкой, вечерними рассказами молодиць, песнями дивчин и хлопцев.



Вечера на хуторе близ Диканьки


Так у Гоголя рождается замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Первый раз своё произведение Гоголь читает в Павловке в доме княгини Васильчиковой, у которой он живёт.

Знаете ли вы украинскую ночь? О вы не знаете украинской ночи? Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебристом свете, и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

В голосе Гоголя слышится какое-то удивление, сдержанный восторг, задушевная мягкость. Его карие глаза ласково улыбаются. Время от времени он встряхивает длинными волосами, падающими ему на лоб. Описывая летнюю ночь, он как бы делится со слушателями впечатлениями летней свежести, синей усеянной яркими звёздами выси, благоуханий украинских садов.

Юность кончалась. Задорный смех украинских дивчин и парубков стал до него доноситься всё отдалённее, глуше. Впереди намечались суровые и трудные дни, а может быть годы? Стоял жаркий августовский день 1831 год.

«Вечера на хуторе» утвердили литературную известность Гоголя, получили горячее одобрение самого Пушкина.

А 24 июля 1834г. Гоголь после многочисленных хлопотов друзей был зачислен

адьюнкт-профессором по кафедре всеобщий истории Санкт-Петербургского университета.

Одну из лекций посетили Пушкин и Жуковский, с которыми Гоголь был уже давно в дружбе. Гоголь был в ударе. Он рассказывал историю арабского Востока. Полном блеска, поэтически-вдохновенная лекция Гоголя взволновала и восхити слушателей.

- Увлекательно, красноречиво …. – восхищался Пушкин.

Однако Гоголь вскоре разочаровался в своей преподавательской деятельности. Его расхолаживали равнодушие студентов, закулисные интриги завидовавших ему профессоров, а главное снова увлекла работа над «Миргородом» и «Арабесками».

Он с трудом довёл курс до конца и в начале апреля 1835 года подал прошение, чтобы ему разрешили длительный отпуск для поездки на Кавказские минеральные воды. Однако до Кавказа Гоголь так и не добрался: на это не хватило средств. Вместо того он отправился в Васильевку, а оттуда, ненадолго в съездил в Крым. По возращении в Петербург Гоголь окончательно расстается с университетом.



Рождение комедии


По совету Пушкина Гоголь начал работу над первыми главами своей поэмы «Мертвые души». Но пока что ее окончание представлялось очень отдалённым и неясным. При встрече Гоголь не отрицал своих стесненных обстоятельств. Но его прежде всего увлекала мысль о новой комедии, и он обратился к Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот! Рука дрожит написать комедию». Так рождался «Ревизор». А 19 апреля 1836 г. Состоялось первое представление пьесы на сцене Александрийского театра в Петербурге . Среди зрителей маститый баснописец дедушка Крылов, Пушкин с женою, Жуковский, Вяземский.

Гоголь сидел в глубине ложи, сгорбившись, прикрывая глаза тонкими, сжатыми пальцами. Его пьеса казалась ему чужой, актёры не поняли его замысла, не увидели в своих ролях того, что шло от жизни.

Ревизор должен был пойти и на московской сцене. 25 мая 1836 г. Состоялась первое представление. В роли городничего сам Щепкин. Постановка вызвала восторженный отклик, за билеты платили вдвое, втрое, народ толпился у театра, ждали, что приедет автор, но Гоголь в это время уже собирался за границу и в Москву не приехал.



За границей


Боль от враждебной встречи его комедии понемногу проходила. Вместе в тем нарастала тоска по родине, чувство одиночества. Только одна дорога способна рассеять, успокоить его мятущуюся душу, хотя бы на время отвлечь от дум и забот. Кажется, что в этой страннической жизни он хочет забыться, отделаться от самого себя, от непосильного груза дум и сомнений. Германия, Швейцария, а затем Франция и Италия следуют друг за другом в беспокойной спешке.

В Париже застала Гоголя весть о гибели Пушкина: «Никакой вести хуже нельзя было получить из России. Все наслаждения моей жизни, все моё высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Боже! Нынешний труд мой, внушенный им его создание… Я не в силах продолжать его…» - Гоголь говорил о «Мёртвых душах».

Эта горечь утраты мешала работать. Поэма не двигалась. Гоголь болен, болен тяжело, болезнью, которую не могут установить доктора, но тем не менее мучительной и серьезной.

В Италии ему советуют воды в Мариенбаде, которые ему мало помогли. Из Петербурга и Васильевки приходили нерадостные вести. Имение было полностью разорено. Сестры заканчивали своё пребывание в Патриотическом институте. Осенью их следовало взять оттуда и отвести в Васильевку. В сентябре 1839 г. Гоголь возвратился в Москву.



Странствования по Москве


Наконец 17 октября 1839 года состоялась премьера «Ревизора» в Москве. Из Москвы Гоголь едет в Петербург, решает дела сестры Лизы и Анны. Но он вновь мечтает об Италии. В Вене Гоголь почувствовал прилив новых сил творческого вдохновения. Напряженная работа, нервное возбуждение, которые испытывал Гоголь, завершились неожиданно тяжелым заболеванием.

Доктор растерялся и ничем не мог ободрить больного. Гоголь уже составил духовное завещание, в котором писал о выплате долгов после его смерти. Никакого имущества он завещать не мог, так как кроме долгов и носильного платья он ничего не имел. Болезненное самочувствие, мучительная слабость усиливались свойственной ему мнительностью.

За Гоголем ухаживает Николай Боткин, который переносит капризы и жалобы больного, успокаивает, внимательно следит за лечением. Гоголю стало легче. Он решил положиться на свое излюбленное лечение – дорогу. И вот он в Риме. Чудодейственный климат Италии оказал благотворное воздействие.


Италия – роскошная страна!

По ней душа и стонет и тоскует;

Она вся рай, вся радости полна,

И в ней любовь роскошная веснует.


Бежит, шумит задумчиво волна

И берега чудесные целует;

В ней небеса прекрасные блестят;

Лимон горит, и веет аромат…


И всю страну объемлет вдохновенье;

На всём печать протёкшего лежит

И путник зреть великое творенье,

Сам пламенный, из снежных стран спешит,


Душа кипит, и весь он – умиленье,

В очах слеза невольная дрожит;

Он погружен в мечтательную думу,

Внимает дел давно минувших шуму.


Здесь низок мир холодной суеты,

Здесь гордый ум с природы глаз не сводит;

И радужной в сиянье красоты

И ярче, и ясней по небу ходит.


«Мертвые души» вновь двинулись. В октябре 1841 года писатель вернулся в Россию: «Я приехал из-за границы, чтобы напечатать своё творение». А уже в мае 1842 года «Мертвые души» вышли в печать. Выход поэмы потряс всю Россию. Но похвала, отклики, негодование и восторги раздавались уже после очередного отъезда Гоголя из России. И хоть внимательно прислушивался ко всем суждениям, но путь, избранный им, вёл его в другую сторону.

Измученный своей болезнью, под влиянием все усиливающегося страха перед ростом революционного подъема в Европе, стал все больше отходить от протестующего гуманизма «Шинели», на сторону религиозного примирения. Летом в 1845 году Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома « Мёртвых душ».

В января 1848 года Гоголь смог осуществить мечту своей жизни – побывать в Иерусалиме. Но всё было не таким, как он представлял себе. Молитва не в силах была вырваться из его груди, он оставался бесчувственным, каким-то одеревеневшим. Его мечта потускнела. Через несколько дней он направился в обратный путь, 16 апреля 1848 года пароход вошел в Одесский порт.



Конец пути


Герои поэмы снова приблизились к нему. Работа шла медленно. Образы поэмы ещё не проявились до конца. Гоголь совершает несколько коротких поездок по окраинам Москвы и посещает Одессу. В Москве писатель поселился в доме графа Александра Толстого.

Наступила масленица. Писатель обложился книгами духовного содержания, бросил литературную работу, стал мало есть, умерил до крайности сон. После продолжительной ночной молитвы рано вставал, шел к заутрене и, возвратившись из церкви, принимался за чтение молитвенника.

С каждым днём он слабел, ему всё труднее было выходить из дома. В ночь с 11 по 12 февраля сжег пачку исписанных тетрадей: «Я думал разослать друзьям на память по тетрадке. Теперь всё пропало. Пора умирать». Пригласили знакомых докторов, но саму болезнь врачи не могли определить. Мнение врачей сводилось к тому, чтобы заставить его принять пищу, кто-то рекомендовал гипноз, но всё оказалось напрасным.


21 февраля, около восьми часов утра дыхание прекратилось.


Стихотворение Сергея Баруздина


Сорочинцы – прекрасные места.

Идут года, один другой сменяя.

Речь Гоголя звучит в моих устах

Неизъяснимой прелестью пленяя.


И грустно мне, и беспокойно мне,

И я спешу, и ухожу украдкой…

И исчезает тропка при луне,

Как гения великая загадка.