Сценарий музыкальной встречи Песни в жизни Высоцкого

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Сценарий музыкальной встречи «Песни в жизни В.С.Высоцкого» в клубе любителей музыки.

Цели: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи:

образовательная –

  • продолжить знакомство учащихся с жанром авторской бардовской песней на примере творчества В. Высоцкого,

  • Б. Окуджавы, О. Митяева;

  • раскрыть тематику бардовской песни;

воспитательная –

  • побуждать обучающихся к самовыражению через создание собственных произведений;

  • показать огромный воспитательный потенциал тематики песен, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии;

  • воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к музыке и литературе.

развивающая –

  • развивать познавательные интересы обучающихся;

  • создание положительного настроя на учебную деятельность.

Оборудование:

  • фото - портреты В. Высоцкого, Б. Окуджавы, О. Митяева;

  • презентация о бардах, песни бардов, авторов – исполнителей странички альманаха, аудио и видеозаписи песен и высказываний В. Высоцкого, презентация «Песни в жизни В.В.Высоцкого».

  • Гитара;

  • Компьютер;

  • Проектор.


Вступление

-1 слайд «Авторская песня  - прошлое и настоящее»

-2 слайд. Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках.

Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.

БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты

-3слайд. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали Ваганты.

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты.

Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах.

Большинство писали свои стихи на латыни.

В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов

-4 слайд. В 60-е годы прошлого века в России зародилась

новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня,

самодеятельная песня, поэзия под гитару.

Песня «Изгиб гитары желтый», написанная  Олегом Митяевым,

известным в нашей стране бардом.

-5 слайд. Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава.
Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около150 песен.
Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы.
И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день
звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал».

«Мы за ценой не постоим…»

-6 слайд. Интересна история песни «Глобус».

Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову.

Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М.Светлов, были другими.

После войны, в 1947г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова.

Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни.

-7 слайд. Сегодня их встречают равно как Баянов и Вагантов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.

-8 слайд. Бардовское движение в России,

поэт и композитор Юлий Ким

-9 слайд. ПЕСНИ СЕРГЕЯ ТРОФИМОВА- ПРОРЫВ НА БАРДОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

-10 слайд. Самое главное отличие авторской песни – это ее индивидуальность. В каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме. Песни могут быть абсолютно разные: грустные и веселые, любовные и геройские.

Авторская песня несет в себе:

  •  - помощь в понимании человеческих ценностей,

  • -  помощь в понимании единства человека и Мира,

  -  авторская песня очищает наши сердца,

-  музыка авторской песни обогащает своей красотой,

-  она призывает к высоким чувствам, помогают  духовному становлению.



  • «Кому сказать спасибо, что - живой!» - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Выдающийся бард…..-1

Выдающийся бард, талантливейший поэт, актер-Владимир Семенович Высоцкий. Прошло 34 года после смерти этого гениального исполнителя своих песен, а народ исполняет их, будто он и не умирал никогда, а всегда оставался современным. Его творчество злободневно и сегодня, его строки о любви поют сегодня возлюбленным, его представление о дружбе, наверно, единственно правильное, его жизненная позиция понятна и принята молодыми людьми 21 века.

-------- -Стих…Я не люблю….(Олег Черняев)

Песня о друге (поют все)



  • 2. Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве. Как все мальчишки его поколения, учился, порой воспитывался на улице, влюблялся- жил . Песня "Дом на Первой Мещанской, в конце"- его биография из цикла "Баллада о детстве". Во время войны Володя был в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии. Отец служил в городе Эберсвальде-Финов . Высоцкий ходил там в школу, а в музыкальной школе военного городка (гарнизона) учился музыке. В этих школа долгое время учились дети военных, проходивших службу в ЗГВ. Позже, семья Высоцких поселяется в Большом Каретном переулке в Москве ("Где твои семнадцать лет?- На Большом Каретном..." -– одна из самых любимых песен), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

-3-4. Шли годы. Молодого Высоцкого мучил вопрос «Кем быть?» И он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы поступил в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросил его. В новогоднюю ночь с 1955 на 1956г. Владимир принял решение и ушел из института. Они с Игорем Кохановским, школьным другом, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в «театральный». А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.

-5.видео

  • -6. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."





  • -7.Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями.



  • -8.Однако, в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.



  • -9.Высоцкий работал не только над ролями в театре. Он еще снимался и в кино. Знаменитая кинолента « Место встречи изменить нельзя» сделала его мега знаменитым. И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову". А спустя годы напишут и песню, посвященную героям фильма. И исполнять ее будет любимая группа «ЛЮБЭ».

  • -10. Видео «Атас»



  • -11. Шли годы. Популярность Высоцкого кружила головы многим женщинам. Владимир женится, у него растут два сына. НО в 1967 году Марина Влади вошла в его жизнь. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась



  • -12-13.Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку, и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.



  • -14.Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

  • -15-16. «Работать надо!» - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

  • -17. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнобойщики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Песня «На братских могилах»

  • -18. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."





  • Стихотворение…Последний приют. (Никишина А.)

  • -19. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Его хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...

  • -20 Мы очень любим Высоцкого. И молодые и не очень -все с удовольствием слушают его песни, читают стихи, пересматривают фильмы с его участием. Недавно вышел в прокат фильм «Спасибо, что живой». Режиссер очень старался «воскресить» для нас кумира. Если бы это было возможно……

  • -21. Видео в совр. исполнении