О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе.
(Из опыта работы учителя русского языка МБОУ «Центр образования № 28» Козловой Людмилы Николаевны).
В последнее время все большее количество детей с неродным русским
языком осваивают русский как второй иностранный.
В современную эпоху, с развитием постиндустриальных и информационных технологий и формированием полиэтнического состава населения в большинстве стран, все более остро заявляет о себе проблема совмещения в границах одного национального общественного пространства различных культурных парадигм и ментальностей. При этом особые аспекты эта проблема приобретает, когда речь идет об интеграции меньшинств, имеющих существенные отличия от окружения в развитии социальных институтов, сохраняющих черты традиционного уклада и соответствующие культурные механизмы, как, например, коренные малочисленные народы севера, цыгане. Важнейшим и главным каналом интеграции меньшинств в окружение является образование, а одним из важнейших инструментов, задающих параметры образования в поликультурной среде и парадигмы социокультурного развития меньшинств – политика в отношении миноритарных языков. В этой статье мы рассмотрим эту проблему на примере цыганского населения России и его языка [1].
В МБОУ «Центр образования №28» приходит все больше детей цыганской национальности с целью получения образования. Долгое время проблеме образования детей, говорящих дома в большей мере на родном языке, но обучающихся в русских школах, уделялось недостаточно внимания. Эта проблема имеет отношение и к обучению цыган в нашем центре.
Мне довелось работать с иностранными студентами из разных стран: Китая, Пакистана, Камеруна, Танзании в ТулГУ и ТГПУ им.Л.Н. Толстого
Все они имеют свои культурные традиции, национальные обычаи, стереотипы общения. Вышеперечисленные особенности создают огромный «букет» сложностей в работе с такими обучающимися: трудно преподавателю со студентом, трудно и студентам разных стран и национальностей друг с другом. И в такой ситуации преподаватель выступает в роли дипломата, психолога, разрешающего конфликтные ситуации, а также специалиста, который должен владеть не только методикой преподавания русского языка как родного, но и русского языка как иностранного.
Мой большой опыт работы с иностранными студентами нашел реализацию в обучении детей цыганской национальности.
На территории поселка Плеханово в пригороде Тулы проживает самая
большая этническая группа цыган - котляры. В середине прошлого столетия
эта некогда кочевая народность осела во многих областях России, в том числе под Тулой. Из всех цыганских групп только котляры проживают компактно - таборами. Сегодня табор в поселке Плеханово - крупнейший в России, на этой территории он существует почти 60 лет.
Традиции и культура цыганского народа уходят в далекое прошлое.
Цыганские семьи в основном многодетные.
На основании ст. 43 Конституции РФ дети из табора имеют возможность получать образование. В МБОУ «Центр образования №28» цыганские дети продолжают обучение, приходя в 5 класс из МБОУ «Плехановская НОШ», которая расположена непосредственно в таборе.
Интеграция цыганских школьников в русскую среду проходит постепенно, иногда имеют место и конфликтные ситуации, которые приходится решать совместно с обучающимися и их родителями.
Главной трудностью, с которой сталкивается учителя, с одной стороны, и ученики-цыгане, с другой, – это проблема социализации детей. Дети цыган обладают ограниченным кругозором, низким запасом знаний и представлений об окружающем мире. У них бедный активный словарный запас, они недопонимают смысл многих умозаключений на русском языке, слабо развита монологическая речь.
Формированию учебных умений и навыков у детей цыган препятствуют определѐнные психологические особенности: они не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по заданию, удерживать в памяти определѐнное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Нельзя сказать, что все цыганские школьники учатся с упоением и посещают все занятия. Большинству цыганских детей учеба дается с трудом.
Конечно же, существует много проблем с дисциплиной, с невыполнением
домашних заданий, дети часто сбегают с уроков. Но главная проблема состоит в том, что многие родители сами неграмотные. Они сами не умеют читать и писать, поэтому в полной мере осуществить контроль за детьми родители не могут.
В связи с этим, проблема школьной социализации детей цыганской национальности при поступлении в пятый класс выступает на первый план.
В нашем центре работает сильный коллектив педагогов. Обучающиеся получают не только знания, но и окружены вниманием учителей.
Школа должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования «школы социального опыта». Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, но при этом не узнавать ничего нового.[2] Педагоги МБОУ «Центр образования №28» в целом и я в частности много работают над тем, чтобы преодолеть обособленность цыганских детей и по-настоящему включить их в школьную среду.
В цыганских семьях особый уклад жизни. Изучив быт табора за годы работы, я прихожу к выводу, что родители не ставят учебу своих детей на первое место, часто «оставляют» их дома помогать по хозяйству. Девочки сидят с младшими детьми, а мальчики помогают отцам по строительству. Хотя учеба этим детям дается с трудом, все они обладают большими творческими способностями: любят петь, танцевать, выполнять трудовые поручения. Принимают активное участие в спектаклях, конкурсах и других мероприятиях.
Сейчас, к сожалению, национальные, политические и прочие конфликты носят очень острый характер во всем мире. А известные события весны-лета 2016 года с цыганами в поселке Плеханово еще раз напомнили о необычайной, выходящей за рамки «учительства», роли учителя, когда в полиэтнической среде школы от педагога требуется умение интегрировать людей разных национальностей жить по законам и традициям Российского общества.
Ценностные ориентиры современной системы образования – это формирование гражданина России, готового к созидательной деятельности
в развивающейся поликультурной и многонациональной среде, и уважающего иные культурно-этнические ценности.
Список использованной литературы.
1. Абраменко О. Обмен опытом // Бюллетень Антидискриминационного Центра «Мемориал». – 2009. – №24.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн., кн. 2, М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.