Программа социализации и воспитания
обучающихся 5 «Г» класса
«Стать Человеком»
Классный руководитель: Коробицына И. С.
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые я, как классный руководитель, стараюсь вовлечь школьников. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, и спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой я стараюсь сделать коллектив моих учеников.
Без создания и воспитания коллектива я бессильна, т.к. одна не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Данная программа разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет.
Цель воспитания – Создание единой образовательной среды для формирования ценностного отношения к «Человеку» как субъекту жизни и наивысшей ценности на земле.
Задачи:
Усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.
Формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе и классном коллективе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством.
Приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).
Формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии.
Этапы программы и сроки реализации:
1 этап Младший подросток
5-6 классы
Для младшего подросткового периода (учитываем интенсивное развитие самосознания) – «Человек» как субъект жизни и наивысшая ценность на земле. Итоговым воспитательным результатом должна стать привычная ценностная ориентация на Человека и готовность содействовать благу Человека.
2 этап
Старший подросток
7-8 классы
Старший подростковый период (учитываем притязание на взрослость и поиск своей социальной роли в группе) – «Общество» как социальное условие жизни человека – и признание безусловного исполнения законов общественной жизни как ценностное отношение. Итоговый воспитательный результат – признание законов общества, умение сотрудничать в группе, сопереживание и посильное содействие благу общества.
3 этап
Старшеклассник
9 класс
Иная ведущая идея в период воспитания старшеклассника. При учете становления мировоззрения старшеклассника, эта идея воплощается в категории «Жизнь» как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение. Конечным результатом явится формирование принципов добра, истины, красоты, как принципов собственной жизни.
Принципы реализации программы
Принцип социально-ценностной ориентации определяет содержательную сторону воспитательно-образовательного процесса и диктует: программу воспитательно-образовательного процесса как последовательное постижение и обретение учащимися личностного смысла через систему наивысших ценностей, таких как «человек», «жизнь», «природа», «общество», «добро», «истина», «красота»; гражданская ответственность и любовь к Отечеству, а также последовательное формирование у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями.
Принцип субъектности обеспечивает процессуальную сторону воспитательно-образовательного процесса и обусловливает обязательность в системе воспитания: организации деятельности каждого ребенка как формы выражения им активного отношения к жизни и её явлениям; организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла его индивидуальной деятельности в каждый момент своей жизни; предоставление ребенку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни; содействие формированию у детей образа жизни, достойной Человека, и образа «Я» как конструктора собственной счастливой жизни.
Принцип признания ребенка как индивидуальной данности определяет направленность воспитательно-образовательного процесса на учет особенностей личности и индивидуальных способностей ребенка и предполагает, что: педагог уважает конкретные условия жизни ребенка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами; в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, свободного от посягательства на его достоинство, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену воспитательного коллектива; всем детям без исключения предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей.
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовнонравственного развития.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовнонравственное
развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей педагогически определяется как вопрос, разрешение которого превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь?
Принцип толерантности, предполагающий терпимость к мнениям других людей и учет их интересов;
Младший подросток»
Homo sum1.
Главная особенность младшего подростка — острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект — субъект в его связях с окружающим миром.
Процесс этот обязательно проходит для большого количества детей, переходящих из детства в отрочество. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» — лейтмотив поведения младшего подростка.
1 Лат.: «Я — человек».
Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира. Педагогическая тактика носит явный скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в его отличие от животных, но и в его отличие от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора.
Бесспорно, педагог не избегает открытой помощи и открытого осмысления конкретных индивидуальных проявлений, однако основной его тактической позицией является постоянное воссоздание перед детьми образа человека. Так чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.
Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивается способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Проблемы жизни Вопросы текущей жизни
Существенные отличия человека от животного. Способность быть «homo sapiens», «homo moralis», «homo faber».
Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т.д.
Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление обозначений человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охарактеризовать отсутствие существенных признаков человека в человеке.
Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа.
Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота животного и красота человека.
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек.
Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком.
Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных.
Мечта о роли великого человека. Судьба великого. Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком».
Маленький великий человек.
Суетность жизни популярного. Случайность и удача, драма и трагедия популярного.
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений.
Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек — человек».
Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека как
ттенности.
Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку.
Совесть — со-ведание состояния души другого человека.
Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния.
Место, которое занимает человек на земле: дом, комната, учебный стол, стул, кресло театра, скамейка в транспорте...
Место, которое занимает человек в душах других людей.
Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих.
Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность.
Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желаний, стремлений, целей. ^ Различия в восприятии мира. Ау-диалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества.
Неповторимость и уникальность каждой личности. Неудобство для окружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью.
Мужские и женские особенности человека.
Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный», «почитатель женщины». Отличительная роль женщины в обществе : « слабая », « ведомая », «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью.
Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины».
Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста.
Возрастные этапы: младенчество — детство — отрочество — юность — зрелость — старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни.
Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других.
Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека.
Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительной деятельности. Деятельность предметная. Деятельность одухотворенная. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.
День достойного человека как зеркало его достойной жизни.
Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дня.
День как часть истории человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке.
Планируемые результаты
В результате реализации программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов — тех духовнонравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в какомлибо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты могут быть распределены по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовнонравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Дополнительные ресурсы
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи
и общественности по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования: «РИТМ», «Пламя», «Старт», «СДЮШОР № 4», «СДЮШОР № 2», «Юный техник» художественная школа.
- [link] .
библиотека № 16,
музеи:
- «Городская дума»;
- «Дом Машарова»,
- Музей изобразительных искусств,
- Музей-усадьба Колокольниковых,
- Археологический музей-заповедник на озере Андреевском.
Взаимодействие с правоохранительными органами (школьный инспектор);
Взаимодействие с родителями (общие экскурсии, проведение классных часов, праздников и др).
Деятельность «Тимуровского отряда»
Мониторинг.
Адаптация в пятом классе.
Анкета для родителей «Хорошие ли вы родители?»
Анкета по изучению комфортности в 5 классе.
Социометрия по изучению состояния эмоционально – психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка.
Тренинг «Правила безопасного поведения»
Анкета «Что бы ты хотел изменить в нашем классе?»