Тема:
Использование песенного материала на уроке французского языка в средней и старшей школе
Содержание:
Введение
I. Примерная последовательность работы с песней
II. Формы отбора песни на уроке
Разработка открытого урока
Введение
В последнее время в педагогике мы часто говорим об атмосфере, эмоциональном климате учебного процесса. Благоприятная атмосфера предполагает личностный эмоциональный контакт, ведущая роль в котором отведена учителю, именно он должен формировать эмоциональную среду ученика, формировать его эмоционально-ценностный опыт .
Необходимо учить детей гуманистическим добрым отношениям, создавать атмосферу доброжелательности, духовной близости, комфортности, сотрудничества и успеха. Ценно все, что несет личности положительные эмоции.
Только в атмосфере душевного комфорта личность способна полностью проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способность к самореализации в учебном коллективе.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психический побудитель, проникающий в глубины сознания. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.
Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка. В последние годы начали развиваться новые подходы к работе с аутентичными песнями.
Объектом исследования является организация учебной деятельности на уроке с применением иноязычного песенного материала. Предметом работы является использование песен в процессе обучения французкому языку (при формировании фонетических, лексических, грамматических навыков ).
Цель данного исследования – описать роль и место песни на уроке иностранного языка, доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песен, выделить критерии отбора песен для последующей работы, обозначить основные принципы работы с песенным материалом, рассмотреть на конкретных примерах организацию работы с песнями на уроке иностранного языка.
Цель реализуется в следующих задачах:
- изучить литературу об организации учебной деятельности с использованием иноязычных песен;
- проанализировать оптимальность использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку;
рассмотреть особенности песни как методического приёма при обучении произношению, лексике и грамматике.
При написании работы мною были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод системного анализа.
Методические преимущества песен в обучении иностранному языку, на мой взгляд, можно сформулировать следующем образом:
- песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры;
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания);
- песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;
- песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.
Г.А. Китайгородская использовала в своём интенсивном курсе перед занятиями и в перерывах популярные песни страны изучаемого языка, чтобы они постоянно были на слуху у обучающихся. В результате многие запоминали слова песен, напевали их, спрашивали о чём-то незнакомом.
Этот пример доказывает, что музыкальные произведения, грамотно подобранные преподавателем, способствуют иноязычному общению.
I. Примерная последовательность работы с песней:
1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, составление ассоциограмм, таблиц, сравнение явлений чужой и родной культуры, о которых может упоминаться в песне. Установка на первое восприятие песни;
2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;
3) проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;
4) выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;
5) чтение текста песни с звуков и интонации;
6) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения;
На последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени. В дальнейшем каждая из предложенных песен может быть использована как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала.
Критерии отбора песен могут быть следующими:
- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;
- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;
- соответствовать возрасту и степени обученности учащихся;
- отражать страноведческую специфику;
- голос исполнителя должен быть понятным .
На уроке иностранного языка песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач.
Темами для дискуссий и бесед может стать содержание современных, популярных среди молодежи песен. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. С современными возможностями Интернета представляется возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.
Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения иностранному языку, как для учителя, так и для учеников. Учителю необходимо осознавать всю важность именно регулярной, а не фрагментарной работы с песнями. Также необходимо знать особенности применения песен как методического приема, главные критерии их отбора для уроков иностранного языка, цели их использования, этапы работы с песнями. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.
При обучении иностранному языку песня выполняет следующие функции:
развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух).
образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны изучаемого языка).
обучающая (совершенствуется произношение, усваивается лексика, расширяется активный и пассивный словарь ученика, идентифицируются и активизируются грамматические конструкции).
развития речевых навыков и умений;
совершенствования навыка чтения.
Песню можно использовать на различных стадиях урока
В начале урока – для
В середине урока – для
В конце урока – для релаксации.
Песню можно применять на различных этапах овладения видами речевой деятельности:
а) рецептивные упражнения:
идентификация грамматических форм в потоке речи;
б) реконструктивные упражнения:
восстановление текста песни;
лексическое восстановление слов по теме;
орфографическое восстановление;
грамматическая реконструкция глагольных форм;
культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;
в) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану
1. название песни
2. имя исполнителя
3. имя композитора
4. имя автора слов
5. описание голоса певца
6. главная идея песни 7. главный герой, его действия
8. место и время действия
9. основные события
чувства слушателей
г) творческие упражнения:
воспроизведение песни;
инсценировка музыкальной сказки, песни;
написание сочинения по первой фразе;
составление диалога по теме песни;
культуроведческий комментарий.
II. Формы работы на уроке могут быть различными:
При обучении фонетике
При обучении лексике, грамматике
индивидуальная форма работы: заполнение пропусков, используя частично-поисковый метод с подстановкой слов, форм артикля, глаголов;
При обучении говорению
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
(ответы на вопросы; изложение содержания в монологе; звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог));
При обучении письменной речи
индивидуальная форма работы;
написание сочинения на тему песни;
подготовительный диктант припева, куплета.
Учителю необходимо подбирать песни в зависимости от:
этапа обучения;
возраста детей;
изучаемой темы;
поставленной цели.
Используя песни на разных этапах обучения, хочется отметить очень хорошие результаты их применения для детей младшего и среднего школьного возраста на начальном этапе обучения иностранному языку, т.к. песня – это один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иноязычной речи. В старших классах необходимо знакомить учеников с современной французской песней с целью овладения культуроведческими, лингвострановедческими и социокультурными знаниями. Разучивая песни на уроках, используя интеграцию
речи, музыки, движений
речи, музыки, картинок
речи, музыки, видеоряда
речи, музыки, рисунка
организовывая взаимодействие речи музыки, зрительных, слуховых представлений, движений, жестов, перемещений в пространстве, положительных эмоций, мы реализуем деятельностный подход в обучении.
III. Разработка открытого урока французского языка по теме «Музыкальная жизнь Франции» в 11 классе
Учителя французского языка ГОУ СОШ № 148
Методы: частично-поисковый, эвристический, метод проектов
Тип учебного занятия: закрепление ранее изученного материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
УМК: УМК Григорьевой Е. Я., 10-11 класс, М. «Просвещение», 2007 г.
Дидактическое сопровождение: мультимедийный проектор, портреты, афиши, аудиокассеты, статьи, анкеты, таблицы, тексты песен.
Используемая литература:
Золотницкой С. П. 10-11 класс, М. «Просвещение» 2003 г.
Материалы газеты «La langue française» 2010 г.
Информация сети Интернет.
Цели урока:
Закрепление ранее изученного теоретического материала и формирование слухо - произносительных навыков.
2. Создание условий для личностно-деятельного самовыражения обучающихся.
Задачи:
1. Выявление уровня функциональной грамотности в условиях коммуникации на французском языке.
2. Расширение лингвострановедческой и лингвокультурологической компетенции обучающихся.
3. Развитие речевых умений и поисковых навыков.
Оснащение урока: портреты, афиши, аудиокассеты, статьи.
Раздаточный материал: анкеты, таблицы, тексты песен.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Bonjour, mes amis. Notre leçon est consacrée à la vie musicale française.
Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа о развитии музыкальной жизни Франции, о великих французских композиторах.
2. Викторина:
«Назовите музыкальное произведение и его автора» (звучат фрагменты из оперы «Кармен» Бизе, «Лебедь» Сен-Санса, «Болеро» Равеля, музыкальные фразы Леграна из кинофильма «Шербургские зонтики»).
Работа над ранее изученным материалом
Защита проектов: классическая музыка, джаз, рок, реп, поп-музыка (представители каждого направления).
После каждого сообщения, учащийся, защищающий свой проект, задает вопросы классу.
La vie musicale française n’est pas complète sans la chançon. Quels sont les chanteurs fraçais les plus connus? Ведётся беседа, учащиеся называют: Maurice Chevalier, Yves Montand, Jacques Brel, Charles Aznavour, Mireille Mathieu, Patricia Kaas, Edith Piaf.
Заслушивание сообщений учащихся о знаменитых и самых любимых во Франции певцах, певицах, шансонье (пишущие тексты своих песен): Эдит Пиаф, Иве Монтане, Шарле Азнавуре, Мирей Матье, Джо Дассене, сопровождая свои рассказы портретами, афишами, цитатами из газетных статей. Озвучивание фрагментов песен в исполнении этих певцов: «Я не жалею ни о чём», «Богема», «Если б не было тебя», «Прости мне этот каприз», Сальваторе Адамо «Падает снег» (учащиеся исполняют песню).
Обсуждение сообщений, уточняющие и информационные вопросы, оценка проектных материалов.
3. После сообщения о представителях реп музыки — разминка в данном стиле.
4. Работа с текстом песен.
А) Прослушивание сообщения учителя о жизни и творчестве Патрисии Каас и заполнение анкеты.
Vedette de la chanson française
(à remplir par les élèves)
Nom:_____________________________
Prénom:___________________________
Date de naissance (âge):______________
Lieu de naissance:____________________
Taille:_____________________________
Yeux:_____________________________
Cheveux:___________________________
Elle aime:__________________________
Profession:_________________________
Caractéristique:______________________
Patricia Kaas est une belle blonde romantique aux yeux bleus. Elle est née en 1967, en Lorraine Son père est mineur. Elle a commencé à chanter à huit ans, elle ne peut pas vivre sans chanson. Elle chante en français et en allemand. Elle a chanté avec des artistes célèbres. Charles Aznavour, Yves Montand Pour être en forme, elle fait du sport et de la danse. Chaque concert de cette artiste est un beau spectacle. Elle visite souvent la Russie.
Б) Стилистический анализ текста песни.
Patricia Kaas « Mon mec à moi »
Il joue avec mon coeur
Il triche avec ma vie
Il dit des mots menteurs
Et moi je crois tout c’qu’il m’dit
Les chansons qu’il me chante
Les reves qu’il fait pour deux
C’est comme les bonbons menthe
Ça fait du bien quand il pleut
Je m’raconte des histoires
En écoutant sa voix
C’est pas vrai ces histoires
Mais moi j’y crois
Mon mec à moi
Il me parle d’aventures
Et quand il brille dans ses yeux
Je pourrai y passer la nuit
Il parle D’amour, comme il parle des voitures
Et moi, je suis où il veut
Tellement je crois tout c’qu’il m’dit
O, oui, mon mec à moi.
c’qu’il
m’dit
Les
qu’
il
me
chante
reves
qu’
il
fait
deux
C’est
comme
les
menthe
Ça
fait
du
bien
quand
pleut
m’
raconte
histoires
En
écoutant
sa
pas
vrai
ces
Mais
j’y
crois
Исполнение песни.
IV. Итог урока.
Обмен мнениями по поводу работы с песней.
V. Домашнее задание:
1. Составить краткое сообщение о Патрисии Каас с опорой на заполненные анкеты.
Выучить текст песни.
Список литературы:
1. Расточинская О.В. «Femmes célèbres de France», М. «Просвещение» 1992г.
2. Карамышева Т.В., Иванченко А.И. «Уроки французского языка» С.-П. «КАПО» 2001 г.
3. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М. Изд. МГУ, 1971 г.
4. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. ИЯШ №4 1996г. с.14-21
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991г.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М. Педагогика, 1979, т.2
7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М. Просвещение 1998 г.
8. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов. ИЯШ №4 2008 г. с.41-44