Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности
Необходимость развития медиаграмотности именно в младшем школьном возрасте обусловлена несколькими факторами. Во-первых, младший школьный возраст является чрезвычайно важным периодом для интеллектуального, физического и психоэмоционального развития ребенка. Во-вторых, современный ребенок к моменту поступления в школу имеет, как правило, довольно значительный аудиовизуальный опыт: активно общается с телевизионной, компьютерной, видео- и звукозаписывающей техникой, владеет навыками обращения с мобильной телефонией и т.д. В-третьих, ученики начальной школы, сталкивающиеся с постоянно растущим потоком информации (учебной, медийной), испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию, проявляя не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную, субъективную позицию, творческую индивидуальность.
От того, как современная семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения.
Итак, средства массовой коммуникации (медиа) представляют собой средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором и массовой аудиторией. Медиа бывают визуальные (сюда относится печать, фотография, компьютерная графика); аудийные (звуковые) – звукозапись; аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, Интернет.
Средства массовой коммуникации выполняют в современном обществе несколько функций: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.
Общение с медиа оказывает на каждого из нас определенное медиавоздействие – в сфере образования и воспитания, развитии сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. Однако, когда перед ними встает задача выделить главную и второстепенную, истинную и ложную информацию, здесь и возникают основные трудности.
Пожалуй, самыми популярными у подрастающего поколения в настоящее время являются экранные медиа – телевидение, кинематограф, видео, DVD . Телевидение играет множество ролей в жизни современного ребенка. ТВ – это и информатор о текущих событиях, и кинотеатр, и нянька, и верный собеседник, советчик и т.д. Сразу вспоминаются слова известного киногероя из фильма «Один дома»: «Телевизор для меня все!».
Согласно данным современных исследований, среднестатистический ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. Да и что тут скрывать, так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых родителей, в особенности мам, которые очень загружены домашней работой
Уже к пяти годам дошкольник начинает все более активно смотреть мультфильмы, которые транслируются многочисленными телевизионными каналами
К пяти-шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок начинает осваивать компьютер. Компьютерные игры, которые Вы ему покупаете, носят, по уверению продавцов, «развивающий характер». Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром и его премудростями. Ребенок идет в 1-й класс.
Еще одна важная проблема, возникающая во многих семьях младших школьников в этот период – это организация времени ребенка, когда родители находятся на работе. Хорошо, когда есть бабушка, которая позаботится о том, чтобы вовремя забрать из школы внука, покормить, погулять с ним или почитать интересную книжку! Но если бабушки работают, а как показывает практика, таких все больше с каждым годом? В этом случае родители частенько прибегают к так называемому «виртуальному» воспитанию, или «телефонной» организации дня своего ребенка. Выглядит это примерно так: утром, убегая на работу, родители почти скороговоркой «проговаривают» ребенку режимные моменты:
«Обязательно поешь, не опоздай в школу, веди там себя хорошо, слушай внимательно! После школы сразу же иди домой, пообедай, отдохни, можешь немного погулять, и – за уроки! Вечером все проверю!».
В течение дня мы неоднократно звоним ребенку (благо, есть мобильная связь!), пытаемся, по мере сил, «контролировать» воспитательный процесс вопросами типа: «Ты уже пообедал?», «Какие оценки получил сегодня?», «Где ты сейчас, почему еще не сделал домашнее задание?» и т.д., и т.п. Но приходя с работы очень часто мы видим, что ребенок не выполнил и половины тех дел, которые казались нам такими важными: не поел как следует, уроки не выучил, а уселся перед телевизором и жует вредный поп-корн из микроволновки... Вспомнишь тут детский сад и его заботливых воспитателей! Недаром многие педагоги и психологи высказывают мнение, что начало обучения в школе – очень трудный период не только для детей, но и для родителей!
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя с различными экранными медиа, тогда как на общение с родителями уходит в среднем 154 часа [Frau- Meigs, 2003, р.26]. В то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30 – 40 минут в день. Конечно, времени на все, в том числе и на собственного ребенка, катастрофически не хватает, трудно выкроить минутку, чтобы поговорить с ним по душам, расспросить обо всем! И дети, конечно, это чувствуют, но любящее сердце все прощает: ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер.
А Вы, уважаемый родитель, можете вспомнить, когда последний раз разговаривали с ребенком о том, что он смотрел сегодня, почему ему понравился тот или иной фильм, чем привлекла компьютерная игра? К сожалению, в каждодневной суете, как правило, на это времени тоже не хватает, и наш среднестатистический ребенок изо дня в день занимается так называемым стихийным самомедиаобразованием.
Установлено, что не на всех потребителей реклама действует однозначно.
Довольно легкой мишенью для рекламы становятся дети. Каждому современному человеку необходимо уметь критически и самостоятельно оценивать то, что ему предлагается, уметь делать правильный выбор, пытаться получить полную информацию о том или ином продукте, ведь это, в конечном итоге, и отличает медиаграмотного человека от немедиаграмотного. Вот почему так необходимо развивать у наших детей – зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации, самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Однако продолжим смотреть в «окно в мир» глазами нашего ребенка. Дети, как известно, очень любят различные игры. На сегодняшний день индустрия телевизионных игр стремительно развивается, существует множество телеигр, каждая из которых имеет свою специфику. К примеру, есть игры, напоминающие всем известные викторины, в которой принимают участие игроки и зрители, наблюдающие за происходящим в студии или у телеэкранов.
Подобные телевикторины обладают большим образовательным потенциалом: в них, наряду с азартом и элементами игры, присутствует развивающий элемент, а игрокам и зрителям предоставляется возможность проявить себя в интеллектуальном или спортивном плане. Но в последнее время появились и иные телевизионные игры (назовем их «играми- ловушками»). Подобные «игры – ловушки» не редкость и в прессе. Чего только нам не обещают:исполнить «совершенно бесплатно» любые желания, изменить карму, «жизненный код», «мгновенно разбогатеть» и т.д. и т.п. Тут невольно возникают ассоциации с уличными лотереями, которые проводят ловкие мошенники…
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.
Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.
Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе – и с взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты. Здесь в виртуальном общении есть важная особенность, которая привлекает к себе юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д
В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника
В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт.
Статистика свидетельствует о том, что на совершение насилия в компьютерных играх уходит 80 – 90 % времени, 55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств, в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости, в 35 % игр изображены катастрофы. Только 17 % компьютерных игр спортивной тематики не содержат никаких сцен насилия.
Наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики. Если учесть, что 9 из 10 детей играют в жестокие игры, а наибольшая игровая активность приходится на возраст от 4 до 18 лет, нам будет интересно посмотреть, в какие компьютерные игрушки играют наши дети.
Возьмем компьютерную игру военной тематики, например «Medal of honor» («Медаль за отвагу»). Подобные игры особенно любят мальчики: в них перестрелки, погони, драки, словом, все, чтобы чувствовать себя настоящим супергероем. За каждого побежденного противника Ваш ребенок получает призовые очки, за каждый взорванный дом – вознаграждение…
Еще одна популярная игра «GTA: Grand Theft Auto». В эту игру играют и мальчики, и девочки. Цель этой детской игрушки – выполнение миссий, связанных с убийством жертв, угоном машин, взрывом выбранного объекта и т.д. …
Медиамир нашего ребенка – младшего школьника невозможно представить себе без мобильного телефона. Как и любой другой вид медиатехники, мобильный телефон имеет и свои отрицательные стороны: вредное излучение, отрицательно влияющее на здоровье, отвлечение внимания ребенка от занятий на уроках, «перекачивание» картинок и клипов сомнительного содержания и т.д. Кроме того, век такого телефона, как правило, недолог: он подвержен ударам, неаккуратному обращению, может упасть в воду, потеряться, его могут украсть и т.д. И если с любимым «карманным секретарем» что-то произошло, нужно будет покупать новый. Родители, зайдя в магазин, охают от цен, но покупают своим детям новинки мобильной техники, ведь они-то понимают, что без связи с ребенком лечение нервной системы может обойтись им куда дороже… Ваши дети не любят, когда Вы заглядываете в их мобильные телефоны? Это неудивительно, ведь в этой небольшой пластмассовой коробочке создан их собственный, личный мир.
Однажды моя приятельница пожаловалась мне, что нашла в телефоне у сына, которому 9 лет, видеоклип порнографического содержания. Ее мальчик, вполне благовоспитанный и вежливый, учится в музыкальной школе, занимается плаваньем и английским языком. Откуда же у него это безобразие? После проведения профилактической беседы, без которой, как известно, не обходится процесс воспитания, было выяснено, что злополучный ролик ребенок «перекачал» на перемене. Когда мама поинтересовалась, зачем он это сделал, оказалось, что в происходящем ребенок так ничего и не понял, а видео «скачал» только потому, что «все другие скачивали». К счастью, мама ребенка с пониманием отнеслась к поступку сына. Она не стала кричать, наказывать или запрещать носить мобильный телефон с собой. Объяснив ему, что не вся информация, которую можно получить путем «скачивания» – полезна и хороша, она убедила сына в том, что подобные «шедевры» – отнюдь не украшение в его медиаколлекции. В общем, мудрое решение поговорить с ребенком по душам дало свои положительные результаты.
Итак, подведем итоги совсем небольшой экскурсии в медиамир нашего ребенка. Младший школьник видит через «окно в мир» не только детские фильмы и передачи, играет не только в те игры, которые предназначены для его возраста, но и является активным потребителем медиаинформации, предназначенной для взрослых. В основном, его медийные предпочтения ориентированы на развлекательные и музыкальные передачи, конкурсы, шоу- программы, реклама и т.д. и т.п. Безусловно, стихийный опыт общения с медиа в какой-то мере учит школьника воспринимать медийный язык, отслеживать цепь событий, но вместе с тем у детей возникает много вопросов и непонимания, связанных с медиа. И они не всегда пытаются разрешить эти вопросы с помощью взрослых, да и сами взрослые не всегда в силах помочь им в этом. К большому сожалению, в школьных учреждениях проблеме развития медиаграмотности учащихся не уделяется должного внимания: сегодня в школе изучаются основы безопасности жизнедеятельности школьника, а вопросы безопасности ребенка в медиамире почему-то не рассматриваются.
Возникает вопрос: что же теперь делать вам, родителям? Запретить ребенку смотреть телевизор? Не допускать к видеомагнитофону? Выбросить компьютер? Или придерживаться позиции типа: «Ну что там эти медиа! Как смотрели телевизор, так и будут смотреть! Можно подумать, если учитель или родители прочитают детям очередную мораль о вреде телевидения, они перестанут смотреть эти отвратительные фильмы и мультики неизвестно про кого?».
Может быть, пришла пора нам задуматься о том, что медиа таят в себе не только опасность, но и положительные моменты для развития ребенка? Эти вопросы заставляют взрослых серьезно задуматься над проблемой медиа – средств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка. И, кстати сказать, дело, конечно, тут вовсе не в чтении морали, а в действенном, заинтересованном отношении взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения.
К сожалению, не всегда мы, родители, в состоянии отвлечь ребенка от таких увлекательных занятий, как компьютерные игры или просмотр мультфильмов, телепередач. Порой для этого очень трудно найти необходимые слова и убедительные аргументы, а наши увещевания типа: «Не смотри телевизор слишком долго!» или риторические вопросы вроде: «Ты скоро выключишь свой компьютер?» не дают необходимого эффекта. В результате рано или поздно мы сталкиваемся с серьезными проблемами, причем не только касающимися состояния здоровья ребенка (избыточный вес, близорукость и т.п.), но и возникшей зависимости. Обидчивость, импульсивность, раздражительность – все эти характерные особенности «медиазависимых» детей мешают нормальному развитию ребенка, ограничивают его общение, творческое самовыражение
Получается, что общение посредством компьютерной техники замещает собой живое, реальное. Итак, злоупотребление медиа наносит вред общению ребенка
Медийная зависимость возникает и развивается постепенно, и исследователи выделяют несколько стадий ее формирования.
Рассмотрим их на примере зависимости от ролевых компьютерных игр.
К первой стадии компьютерной зависимости относится легкая увлеченность компьютерным ролевым действом.
Следующая стадия, получившая название стадии увлеченности, характеризуется регулярным обращением ребенка к компьютерным играм: он просит у родителей разрешения поиграть еще, вновь и вновь спешит возвратиться к полюбившимся героям. Если возможности продолжить игру в домашних условиях нет, то он отправляется в компьютерный клуб или к приятелям и там с удовольствием продолжает играть.
Третья стадия – стадия зависимости связана не только с потребностью играть, но и с изменениями в сфере самосознания и самооценки ребенка. Существенные изменения претерпевает сфера общения игрока – все больше времени он проводит с другими игроками, общаясь с ними «вживую» или, чаще всего, играя «по сети. На этой стадии игроки так же увлеченно играют в одиночку, их трудно отвлечь на какое-либо другое занятие даже после многочасовой игры.
Следующая стадия (стадия привязанности) сопровождается некоторым снижением игровой активности. Скажем, пройдя все этапы любимой игры, игрок может утратить к ней интерес. Но как только у него появляется возможность поиграть в следующую часть игры, интерес к ней вновь активизируется.
Учеными было установлено, что, например, для Интернет-зависимых пользователей характерны стремление к риску, тревожность, агрессивность, стремление к доминированию, упрямство, эгоизм, эмоциональная чувствительность, поиск новых ощущений и т.д. В литературе описаны случаи, когда Интернет-зависимые пользователи годами не выходили из дома, бросали учебу и работу, теряли всякий интерес к реальной жизни, окружающим людям, ни с кем, кроме виртуальных друзей не общались, то есть в прямом смысле попадали в виртуальную паутину, добровольно обрекая себя на многомесячное заключение в четырех стенах. Кому из родителей захочется, чтобы их ребенок оказался в таком положении? Поэтому, в случае возникновения у ребенка компьютерной зависимости лучше всего посоветоваться со специалистами – психологами, психотерапевтами. А от родителей в этом случае будут требоваться не угрозы и запреты, а активное участие в жизни ребенка и искренняя заинтересованность в том, чтобы сообща преодолеть возникшую проблему. Медики считают, что «болезнь легче предупредить, чем лечить», поэтому для того, чтобы не случилось беды, родителям необходимо вовремя обратить внимание на юного геймера, его компьютерные предпочтения, мотивы, побуждающие его к игре и т.д.
И здесь многое зависит от самих родителей. Вряд ли ребенок захочет сознательно контролировать свое время, проводимого у компьютера, если его родители, выражаясь словами одного из школьников «в этом ничегошеньки не смыслят»! Современным родителям без медиаграмотности, наверняка, обойтись будет трудно – ведь им нужно суметь правильно поговорить с ребенком, разъяснить ему, что увлечение компьютером может иметь и положительные и отрицательные последствия, наконец, привлечь его внимание не только к развлекательной, но и к образовательной стороне компьютерной техники: попробовать найти и ознакомить свое чадо с интересной, познавательной информацией в сети, показать образовательные порталы, приобрести действительно развивающие игры и т.д. Словом, постараться обратить возможности компьютерной техники на пользу здоровья и развития, а не во вред ребенку.
Хочется обратить внимание родителей на не менее важную, чем компьютерная зависимость проблему, которая впоследствии может оказать весьма негативное влияние на поведение и психическое развитие младшего школьника. Дело в том, что ребенок в младшем школьном возрасте уже достаточно хорошо понимает не только свои чувства, но и переживания окружающих: он сочувствует любимым героям, передает их эмоциональные состояния. Наверняка, каждому родителю приходилось наблюдать, как дети, особенно младшего возраста, пытаются избегать сцен экранного насилия, чтобы не испытывать негативные эмоции.
Они выходят или выбегают из комнаты, выключают телевизор или переключаются на другую программу во время демонстрации насилия, прячутся под одеяло, зажмуривают глаза, подвигаются поближе к взрослым, берут их за руку и т.д. Так ребенок пытается «отгородиться» от подступающего к нему страха, последствия которого могут выражаться в повышенной тревожности, развивающихся неврозах, приступах агрессивности и т.д. Иными словами,
«хрупкая психика детей младше 7 – 10 лет в результате контакта с агрессивными медиатекстами подвергается серьезной травме, итогом которой часто становятся страх, заикание, тревожное эмоциональное состояние и т.д.» Часто такая реакция ребенка не вызывает озабоченности родителей, которые пытаются по мере сил успокоить ребенка, приводя в качестве аргумента следующий:
«Это только фильм. В нем снимаются артисты. Не бойся!». Все это конечно же так, но тем не менее, насмотревшись на ночь глядя «фильмов ужасов», ребенок долго не может заснуть, ему снятся кошмары, он прибегает в слезах среди ночи к родителям и т.д. Вместе с тем, сцены насилия и жестокости могут иметь и более серьезные отрицательные последствия, чем одна бессонная ночь. Ребенок часто повторяет то, что видит в жизни или на экране. По свидетельству учителей и самих учащихся, во многих школах участились случаи, когда учащиеся травмируют друг друга, используя разные «приемы» единоборств, увиденных в телефильмах или компьютерных играх.
Таким образом, виртуальное изображение жестокости оказывают влияние на реальное поведение детей, их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем – повышает степень интереса к подобным сценам. Получается своеобразная цепная реакция – чем больше насилия видит зритель, тем большая «доза» насилия и жестокости ему требуется в следующий раз. Здесь можно полностью согласиться с профессором А.В. Федоровым:
«Играть в компьютерные игры с элементами насилия и совершать насилие в жизни – разные вещи. Однако несомненно, что интерактивное включение в процесс насилия вызывает неизбежное привыкание к нему, притупляет чувство сострадания, сопереживания и т.д. Ведь в виртуальном мире ничего не стоит выстрелить в человека ил пистолета ли автомата, взорвать его гранатой, разрезать бензопилой, разнести на части бомбой и т.д.» [Федоров. 2004, с. 70].
А знаете ли Уважаемые родители, что в среднем на один час эфирного времени обычного российского канала приходится четыре сцены насилия и эротики, то есть каждые 15 минут наши дети становятся их свидетелями? Школьники ежегодно могут видеть на телевизионном экране до 10 тысяч сцен насилия. А к моменту окончания школы молодые люди становятся свидетелями в среднем 100 тысяч телевизионных и компьютерных убийств, перестрелок, драк и т.д. Рост детской и молодежной преступности с каждым годом неуклонно растет, и «многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики»
Исследования показали, что более 30% преступлений совершаемых несовершеннолетними гражданами, происходит под влиянием кинофильмов и телевизионных передач. Иными словами, степень агрессивности детей тесно связана с экраном. Согласно статистическим данным, агрессивность школьников, проводящих перед телевизором 1 час в сутки, в пять раз превышает уровень агрессивности школьников, «телесмотрение» которых носит нерегулярный характер. 45 % школьников, смотрящих телевизор более 3-х часов в день, наиболее часто проявляют агрессивность, а 20 % из них – представляют реальную опасность для общества.
Интересное и своего рода шокирующее исследование провели американские ученые: младшим школьникам и дошколятам был показан фильм «Искусство смерти». Демонстрация на экране разного рода убийств привела к тому, что все школьники испытали шок в разной степени. Такая реакция обусловлена тем, что «одна из особенностей детской психики заключается в том, что информация, полученная ребенком с экрана, воспринимается им как истина»
И опять у родителей возникает резонный вопрос – каким образом можно защитить ребенка от негативных последствий, связанных с медийным насилием? Для ответа на этот вопрос обратимся к мировому опыту решения этой проблемы. Во многих странах мира приняты специальные законы, ограждающие детей от экранного насилия. В Европе создаются специальные комиссии, устанавливающие возрастную категорию просмотра, которые определяют, какие фильмы не рекомендуются для просмотра детям моложе 12 лет, подросткам моложе 16, 18 лет или же, наоборот, предлагаются для семейного просмотра. Нетрадиционные меры защиты детей от экранного насилия предлагает компания Philips, которая разрабатывает телевизоры со встроенным компьютером и жестким диском, на который можно записывать все телевизионные программы и воспроизводить через несколько секунд после их вещания в эфире. За эти несколько секунд задержки компьютер в соответствии с заложенной программой успевает удалить из записи все, что пользователь не желает видеть (например, сцены насилия). Для определения того, что именно нужно стереть, компьютер будет руководствоваться определенными сигналами о том, что демонстрируется на экране (это может быть изменение громкости звука, звук определенной частоты). А вместо демонстрируемого насилия будет вставлено предварительно записанное изображение, приятное для глаз данного зрителя (пейзажи, рыбки в аквариуме и прочее). К сожалению, рядовому российскому потребителю наверняка будет затруднительно приобрести подобную импортную технику по финансовым соображениям…
К сожалению, на нашем телевизионном экране возрастным ограничениям не уделяется должного внимания. Тогда основным ориентиром для родителей становится либо название фильма, либо первые кадры, по которым они пытаются понять специфику картины и предугадать разворачиваемые события с точки зрения безопасности для здоровья и развития ребенка. Таким образом, в большинстве случаев родители сами вынуждены за несколько минут определять, можно ли допускать к очередному семейному просмотру своего ребенка или нет.
Дети смотрят страшные сцены, потому что они возбуждают их воображение, усиливают эмоциональное волнение [Федоров, 2004
Кроме того, установлено, что многим детям нравится виртуально участвовать в агрессивных действиях. Согласно проведенным опросам, 39 % школьников нравится смотреть, как люди дерутся, причиняют друг другу боль и т.д., 48 % школьников всегда сочувствуют жертве, а 45% сопереживают «плохому парню». При этом мальчики более подвержены «эффекту агрессии» и наиболее часто сравнивают себя в собственном воображении с агрессором. Девочки же во время просмотра чаще представляют себя жертвой.
Общеизвестно, что современное «медийное» поколение чрезвычайно склонно к депрессиям. Эмоциональные проблемы, такие как тревога, беспокойство и т.д. наблюдаются у 70 % школьников. Виновниками этого являются такие факторы как перегрузки в школе, нервное напряжение во время учебного процесса и т.д. Но и средства массовой коммуникации тоже играют здесь не последнюю роль. Дело в том, что многие компьютерные игры создаются таким образом, что выиграть в них детям младшего школьного возраста очень сложно. Многочасовое прохождение заданной миссии вполне может окончиться для ребенка поражением. Один неверный шаг – и ему нужно возвращаться в самое начало игры. Если неудача следует за неудачей, то и до заниженной самооценки и комплексов рукой подать.
Известно, что для развития мотивации учеников к процессу обучения необходимо активизировать познавательную активность, расширять круг их интересов. Познавательная активность в младшем школьном возрасте довольно высока, она проявляется в любознательности ребенка, который задает множество вопросов, стремится узнать новое о знакомых предметах и явлениях окружающего мира, но, вместе с тем, большое количество новой информации может способствовать и утомлению, потере интереса и стремлению переключиться на другой вид деятельности. В США были проведены исследования, результаты которых говорят сами за себя: «просмотр телевизора более 10 часов в неделю оказывает негативное влияние на успеваемость ребенка в школе», «дети, смотрящие телевизор более 6 часов в день, имели самые плохие отметки в школе». Казалось бы, что тут особенного – ребенок сидит и смотрит телевизор?! Но при восприятии и осмыслении телевизионной передачи, статьи в газете или журнале, просмотре фильма и т.д. детскому сознанию нужно отобрать наиболее интересную и нужную информацию, интерпретировать, обработать ее, то есть «пропустить через себя». После довольно напряженной умственной работы ему трудно переключиться на выполнение домашнего задания: скучными и трудными кажутся длинные печатные тексты в книгах и учебниках, а необходимость пересказать, к примеру, рассказ с описанием природы превращается в пытку. Другое дело, рассказать о приключенческом фильме, который смотрел вчера: «Они как побегут, а за ними – бандиты! Тот его – раз, этот – бум, и упал. А те – бах, бах и всех перестреляли!».
Поэтому постепенное пресыщение экраном может оказать и отрицательное
влияние на успехи в учебе (то, о чем предупреждал нас строгий учитель на родительском собрании).
Пассивное потребление подобной медийной информации способствует возникновению у юной аудитории стереотипных суждений, согласно которым, только приобретая, скажем, рекламируемые товары, или копируя поведение известных телевизионных или кинематографических героев, можно стать похожим на идеального человека, преуспевающего в жизни. Исследования последних лет, касающиеся приоритетных жизненных ценности современных школьников, подтверждают, что
на первом месте у учащихся находятся материальные блага (70,2 % опрошенных).
Вторая ценность, которую указали учащиеся – семья (12,8 %),
на третьем месте – работа (10,6 %) согласно многочисленным современным исследованиям, у молодого поколения наблюдается снижение волевых способностей, нежелание добиваться свей цели честным и упорным трудом. Все чаще успехи в учебе никак не связываются у школьников с планами на будущее: «Зачем мне хорошо учиться, если все равно обучение в институте платное?»
Поэтому важнейшая задача современных родителей состоит не только и не столько в том, чтобы научить своего ребенка пользоваться медиатехникой (что наши дети без особых трудностей учатся делать самостоятельно), а в том, чтобы помочь им овладеть умениями работать с медийной информацией: находить и отбирать наиболее важные сведения, отличать истинную информацию от ложной, произведения подлинного медиаискусства от дешевых поделок и т.д
Сегодня более 90 % жителей планеты (исключая разве что грудных младенцев и отшельников, избегающих цивилизации) являются активными потребителями массовой информации? И, кроме того, каково придется человеку в информационном мире без соответствующей подготовки? Поэтому с запрещениями, по-видимому, придется повременить до неопределенных времен… Может быть, лучше подумать о том, каким должно быть воспитание в семье, что могут сделать родители для оказания помощи ребенку в современных информационных условиях?
Итак, мы выяснили, что медиамир оказывает огромное влияние на все сферы жизни и деятельности младшего школьника – его психику, мировоззрение, здоровье, поведение, развитие. Современные дети являются активными потребителями медиаинформации, поступающей по каналом теле- и радиовещания, имеют навыки владения компьютерной техникой.
А можно ли сказать, что наши дети медиаграмотны? Так что же это такое – медиаграмотность? Это понятие включает в себя следующее: умение владеть компьютером, видеомагнитофоном, фотоаппаратом, видеокамерой и т.д., осуществлять поиск необходимой информации в огромном потоке, самостоятельно ее осмыслить, проанализировать, отличить истинные высказывания от ложных, создавать собственные фильмы, программы, сайты, журналы и т.п. Медиаграмотность предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиа.
Исследователи в области медиа Т. Оранж и Л. Флинн, авторы известной книги
«Медиадиета для детей», высказали очень верную мысль: «Если вы – смышленый в области медиа родитель, то вы сможете помочь и вашему ребенку стать смышленым. Самый лучший способ сделать это – сесть рядом с вашим ребенком перед экраном и помочь понять ему то, что он должен узнать.»
Одним из излюбленных видов экранного действа у младших школьников является мультипликация. Родители могут не только смотреть и обсуждать вместе с детьми мультипликационные ленты, но и рассказать им, как создается мультипликационный фильм, кто участвует в его создании, какая техника используется в том или ином мультфильме.
Посмотрев, например, фильм или телевизионную передачу, младшие школьники часто задают вопросы, настойчиво требуют разъяснений от взрослых. При этом ребенок нередко не соглашается на поверхностные высказывания уставших за день родителей, а требует такого объяснения, которое соответствует довольно развитой системе его представлений об экранных событиях. В связи с этим важное значение имеет позиция родителя, его личное отношение к произведению медиакультуры, причем объяснения новых для ребенка явлений должны быть доступны и соответствовать его развитию. Диалог, беседа помогают родителям понять отношение ребенка к увиденному на экране, активизируют его внимание на главных (ключевых) моментах и персонажах. При этом очень важно, чтобы эти разговоры, обсуждения, игры или творческие задания, которые Вы будете предлагать ребенку, не стали для него слишком утомительными..
Мы уже отмечали, что очень важным для современного ребенка младшего школьного возраста является умение находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию. Отсутствие этого умения часто приводит к тому, что многие школьники, овладев компьютерной техникой, просто-напросто «скачивают» готовые рефераты или информацию из сети Интернет, и на этом их «творческая работа» завершается. Даже не читается многими учениками перед тем, как сдается на проверку учителю.
В связи с этим очень важно, чтобы ребенок не просто получал готовую информацию, не вдумываясь особо в ее смысл, а умел отобрать наиболее нужную и интересную, творчески переработал ее в соответствии со своими представлениями и уровнем знаний. В этом ребенку могут оказать действенную помощь электронные энциклопедии. В энциклопедии школьник может не только познакомиться с новыми сведениями по тому или иному учебному предмету, посетить виртуальные музеи, выставки, совершить «путешествие» в другие города и страны.
И здесь родители также могут стать верными помощниками ребенку: рассказать, как устроены такие издания, предложить задания, способствующие умению самостоятельно находить интересующую информацию. Например, можно попросить их найти в энциклопедии ответы на следующие вопросы: «Где вы можете прочесть о лошадях, дельфинах, ящерицах?». «Где можно прочитать о редких породах кошек? Подскажите, как найти их фотографии?», «Как выглядели самые первые аэропланы» и т.д. Не менее важные для совершенствования поисковых навыков ребенка младшего школьного возраста может стать работа с электронными каталогами. С их помощью, например, ребята могут узнать о писателях, поэтах, композиторах, художниках, познакомиться с их творчеством.
Огромное значение для развития медиаграмотности младших школьников имеет также совместная творческая деятельность: коллективные обсуждения, изготовление
своими руками несложных поделок, коллажей, рисунков и т.д. Все эти виды заданий также можно организовать в форме игр, веселых конкурсов и викторин. Например, можно попробовать предложить ребенку такую игру: сочинить сюжет для мультфильма с выбранным совместно персонажем, а затем сравнить с тем, который придумали Вы сами. А еще можно устроить веселый семейный турнир, рассказывая друг другу интересные истории о новых приключениях мультяшного героя. Если это занятие Вам и, главное, Вашему ребенку придется по душе, тогда вы вполне сможете снять на кинокамеру собственный фильм (где в роли главного героя будет сниматься сам ребенок или кто-то из членов семьи), озвучить его, придумать костюмы и т.д.
Такие совместные игры с родителями будут иметь большое значение для развития способности ребенка взаимодействовать с окружающими людьми. Ведь когда взрослый и маленький человек играют вместе, игра объединяет их в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости и волнении.
Дети в младшем школьном возрасте очень чутко реагируют на родительское тепло, с удовольствием принимают родного человека как равноправного партнера. Поэтому родителям необходимо запастись терпением, проявлять к ребенку такт и деликатность, хвалить пусть даже небольшие успехи, поддерживать в неудачах. Важно помнить, что только чувствуя себя в полной безопасности, Ваш ребенок способен раскрыться, доверить вам свои фантазии, поделиться мыслями..
Улыбка, доброжелательное отношение, уважение, постоянное внимание ко всем творческим проявлениям ребенка – все это поможет Вам, Уважаемые родители, завоевать доверие и стать своему ребенку самым лучшим другом на долгие годы.
Медиаобразовательные упражнения и игры для детей и их родителей
) Приобщая ребенка к медиа, не навредите его здоровью и развитию: Ваш совет посмотреть тот или иной фильм или поиграть в определенную компьютерную игру очень важен для ребенка. Поэтому, приглашая его к экрану, помните о количестве времени, которое можно проводить с медиа без вреда для здоровья, а также о том, что медиатекст медиатексту – рознь. Прежде чем Вы купите своему ребенку новый диск с фильмом или игрой, обратите внимание на наличие возрастных ограничений, а также на то, какую жанровую специфику они имеют. Для этого на коробке с дисками имеется идентификатор
– специальный значок, указывающий на рекомендуемый возраст аудитории, наличие жестоких или сексуальных сцен, использования ненормативной лексики и т.д. Подробную информацию об этом Вы можете получить на сайте [link] Игры-драматизации тесно связаны с ролевыми играми, которые очень нравятся младшим школьникам. Игровая деятельность, связанная с медиа, объединяет реальную действительность и воображение ребенка. К примеру, в ходе ролевой игры между ее участниками распределяются роли «режиссеров», «актеров», «ведущих» телевизионно
программы и т.д.. Играя определенную роль, ребенок «вживается» в какой-либо образ, например, в образ сильного, веселого, храброго или хитрого персонажа – это может быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и прекрасная принцесса и т.д. В игре и взрослый, и ребенок сможет реализовать свой творческий потенциал, проявить выдумку, фантазию, воображение, предложить свои варианты выступления и т.д. В такой игре ребенок становится всемогущим, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Постепенно, в ходе игры дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя образ-роль. В процессе усложнения сюжета или правил игры, дети все меньше ориентируются на взрослого, более активно используют накопленный опыт, начинают вносить в игру много новых творческих элементов.
Одна из разновидностей режиссерских игр – вербальные игры. Эти игры хорошо знакомы детям, так как представляют собой всем известное «завершение истории». Дети сами очень любят рассказывать разные истории и придумывать для них собственные концовки. Этот прием можно активно применять и в процессе семейного медиаобразования. Пример таких игр и творческих заданий – «Машина времени»,
«Журналисты» и др.
Итак, приступим к описанию игр, творческих заданий, конкурсов и упражнений на материале медиа.
Хорошо и плохо
Эта игра поможет осознать, какие положительные и отрицательные стороны могут иметь различные медиа, более критично и самостоятельно относиться к ним. Если играет несколько человек, то после выполнения задания ответы игроков сравниваются и обсуждаются. Выигрывает тот, чьи ответы оказались самыми полными и оригинальными.
Для проведения этой игры нужно разделить лист бумаги вертикально на две части. В каждой части – заголовки «хорошо» и «плохо». На каждой стороне листа нужно вписать положительные и отрицательные стороны влияния медиа (кино, телевидения, компьютерной игры и т.д.). Например, к положительным сторонам медиа детьми могут быть отнесены следующие высказывания: «Телевидение и компьютерные игры помогают в учебе», «С помощью медиа мы узнаем много нового», «По телевизору показывают веселые программы, от которых поднимается настроение» и т.п. А вот пример описания отрицательных сторон медиа: «Если долго смотреть телевизор, можно испортить зрение»,
«Если показывают страшный фильм, то потом трудно заснуть», «Есть очень трудные компьютерные игры, которые невозможно пройти, тогда я злюсь» и т.д.
Разговор на тему…
Эта игра проводится с целью развития навыков межличностного общения в сфере медиа, критического осмысления медиаинформации. Игроки разбиваются на пары. Каждой паре предлагается определенная тема, например, «Новые компьютерные игры»,
«Почему вредно долго смотреть телевизор?», «Медиа и учеба в школе» и т.п. После этого каждая пара должна составить свой диалог. Авторы самых лучших и интересных диалогов считаются победителями.
В процессе диалога Ваши дети, да и Вы сами сможете в процессе непринужденного общения лучше сформулировать свое мнение о медиа, высказать свою точку зрения по тому или другому вопросу, касающемуся значения СМК в жизни каждого человека.
Фотография за окном
Эта игра развивает наблюдательность и внимание, а также полноценное восприятие объектов. По команде ведущего игрокам предлагается посмотреть в окно несколько секунд, после чего они должны рассказать, что увидели. При этом увиденную за окном картину нужно стремиться нарисовать словами как можно точнее, как бы фотографируя. Затем задание усложняется, и игрокам предлагается представить, что все увиденное за окном – один кадр из фильма, к которому необходимо придумать начало и конец.
Кастинг
Еще одна игра, развивающая внимание и наблюдательность. Игрокам дается задание внимательно рассмотреть друг друга и постараться как можно лучше запомнить внешность партнеров. Через две – три минуты выбирается один игрок (ведущий), который будет проводить «кастинг». Его задача заключается в том, чтобы, стоя спиной к остальным учащимся, называть тех игроков, которые будут им «утверждены» на определенные роли в фильме. Роли могут быль самые неожиданные: Баба Яга, разведчик, бизнесмен, милиционер, фотомодель и т.д. Ведущий должен не просто назвать определенного претендента на роль, но и подобно описать внешность (какие у него глаза, какого цвета волосы, в чем одет и т.д.). По окончании описания, если оно соответствует истине, претендент на «роль» сам становится ведущим.
Озвучка
Эта игра способствует развитию полноценного восприятия медиатекста, фантазии и творческого воображения. Для проведения игры можно заранее записать на видеомагнитофон фрагменты из мультфильмов, телевизионных программ, фильмов- сказок или рекламы. После того как между участниками распределяются роли (кто кого будет озвучивать), звук телевизора мы выключаем и участники начинают работать над озвучиванием отрывка.
Перед игроками можно поставить несколько другую задачу – озвучить данный отрывок таким образом, чтобы фрагмент прозвучал в определенном жанре, например, в жанре комедии, детектива, приключенческого фильма, фильма «ужасов» и т.д. Причем таким образом озвучивать можно не только художественные или анимационные фильмы, но и телепередачи. Приведем пример такого озвучивания передачи «В мире животных». Здесь перед игроками встает довольно сложная задача – озвучить животных: обезьян, львов, тигров, дельфинов и т.п. Многие дети это задание выполняют, демонстрируя неплохое чувство юмора. Например, вот так был озвучен диалог двух львов, резвящихся на лужайке:
– Ну, как твои дела? Опять бегаешь без дела?
– Совсем нет! Недавно удалось поймать хорошую добычу! Сделал дело – гуляй смело!
При желании Вы вместе с ребенком можете озвучивать не только людей или животных, но даже неодушевленные предметы (разговор зданий, деревьев, реки и берега и т.д.).
Стоп-кадр
Эта сюжетно-ролевая игра способствует развитию зрительно-художественной образности. Игрокам демонстрируются стоп-кадры из известных кинофильмов (мультфильмов) и предлагается воспроизвести монологи от имени главных героев, изображенных на них. Лучше, если в процессе игры будут использоваться кадры из фильмов разных жанров. Во время выполнения задания остальные игроки выступают в роли жюри, отмечают лучшие варианты ответов.
Музыкальные редакторы
Развивает эстетический вкус, полноценное восприятие медиатекста, фантазию и творческое воображение. Для ее проведения можно использовать записанные на видео фрагменты из мультфильмов, телевизионных программ, фильмов-сказок или рекламы, а также аудиозаписи из домашней фонотеки. Задача «музыкальных редакторов» состоит в подборе музыкального сопровождения к видеофрагментам.
Выпуск новостей
Эта ролевая игра – импровизация способствует ознакомлению ребенка с профессиями в сфере медиа, а также развивает творческое воображение и фантазию. На время игры ваша семейная команда превращается в «репортеров», «телеведущих»,
«специальных корреспондентов» и т.д. «Выпуски новостей» могут быть посвящены самым разным темам: вашей семье, рассказам о новостях из жизни друзей или о вчерашнем коллективном походе в театр. Какую бы тему вы не выбрали для своего выпуска, главное, чтобы новости были актуальными, правдивыми и интересными.
Журналисты
Эта игра-импровизация, направленная на развитие речи, фантазии и творческого воображения. Каждому играющему выдается свой порядковый номер.
Ведущий начинает рассказывать какую-либо историю, например:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение
следует в журнале номер .....». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ в течение условленного времени (например, в течение двух минут). Затем рассказ прерывается словами: «Продолжение следует в журнале номер …» и т.д.
В результате игры главный герой может побывать на многих планетах, встретиться с инопланетянами… Да мало ли что с ним может произойти, если проявить фантазию и выдумку!
Рекламный агент
Эта игра способствует развитию речи, фантазии, воображения, а также развитию критического мышления при восприятии рекламных медиатекстов. В процессе игры каждый из ее участников становится «рекламным агентом», которому дано задание – составить рекламное объявление или подготовить рекламный ролик. Обычно в таких
случаях у юных игроков возникает много вопросов о том, как лучше подготовить объявление, как его оформить и т.д. Здесь ребенку важно объяснить, чем отличаются рекламы, подготовленные для телевидения, от рекламных объявлений, которые печатаются в прессе или звучат по радио. Хорошо бы дать юным агентам несколько советов о том, как писать рекламное объявление, например, что часто для привлечения покупателей в рекламе используются небольшие стихи (слоганы), а также что при подготовке рекламных объявлений их разработчики, в большинстве случаев, стремятся осветить все преимущества того или иного товара. Перед началом игры ее участникам можно предложить несколько пошаговых рекомендаций:
1. Сначала нужно определить, какой товар или услугу ты будешь рекламировать.
2. Подумай, где будет демонстрироваться твоя реклама (по телевидению, на радио, в журнале).
3. Определи, в какой форме будет представлена твоя реклама (в форме небольшого спектакля, сказки, рекламного объявления и т.д.).
4. Какое оформление ты планируешь для своей рекламы (костюмы, музыка и
т.д.).
5. Кратко опиши свой сценарий.
Приведем небольшой пример рекламного объявления к фильму «Человек-паук – 2»:
«Если вы смотрели первый фильм про отважного и смелого Человека-паука, то вам будет очень интересно узнать, что же происходит с ним сейчас. Его, как всегда, ожидают интересные приключения, опасности и встречи с новыми друзьями. Если вы хотите путешествовать вместе с ним, обязательно посмотрите этот фильм!».
Веришь мне или нет?
Игра проводится с целью развития внимания и умения отличать истинную информацию от ложной. Каждому участнику игры предлагается ряд предложений, произнесенных ведущим вслух или написанных на листе бумаги. Количество и сложность предлагаемых предложений зависит от возраста и подготовленности игроков. Младшему школьнику можно, например, предложить такие высказывания: «Зимой на улице жарко»,
«Осенью облетают листья с деревьев», «У собаки три глаза» и т.д. Читая или воспринимая на слух предложения, ребенок должен угадать, какие из высказываний истинные, а какие ложные. За каждое правильно угаданное предложение игрокам присуждается по одному баллу.
На следующем этапе игру можно усложнить, предложив ребенку самому придумать истинные и ложные высказывания для взрослых игроков или устроить блиц-турнир, в ходе которого игроки по очереди придумывают и озвучивают друг другу такие высказывания. Выигрывает тот, кто даст больше всех верных ответов.
Директор редакции
Эта игра способствует развитию творческого воображения, фантазии,
формированию коммуникативных навыков. Из числа участников игры выбирается
«директор». Его главная задача – отобрать из имеющихся претендентов журналистов для работы в редакции.
Для того чтобы устроиться «на работу», игроки должны подготовить небольшие статьи для журнала на свободную тему (написать стихи или подобрать вопросы для интервью и т.д.), рассказать о себе, проявить необходимые качества для будущей
деятельности (коммуникабельность, находчивость, творческие способности, умение излагать свои мысли).
Лучший сюжет для фотографии
Позволяет в увлекательной игровой форме познакомить детей с понятиями из мира медиа – сюжетом, композицией, планом, а также помогает юным игрокам лучше овладеть своим телом, работать над выразительностью мимики и жестов, создавать интересные образы, передавая характерные особенности изображаемых фотогероев.
Игрокам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что фотографы, которые очень долго ищут хороший сюжет, увидели очень интересный материал для своих снимков. Помните, что в фотографии нет движения и звука, а характер и настроение можно передать только с помощью выражения мимики, жестов, позы тела. Помогите фотографам увидеть самые интересные сюжеты!».
В соответствии с поставленной задачей игроки должны, проявляя выдумку и фантазию, изобразить «сюжетные фотографии». В качестве основных персонажей можно выбирать не только людей различных профессий и возрастов (продавца, пожарного, старушку или солидного мужчину), зверей, птиц (кошку, зайца, петуха и т.д.), но и неодушевленные предметы (кастрюлю, телефон, книгу и др.). При желании несколько игроков могут создать интересные групповые композиции, а если под рукой окажется фотоаппарат, то в результате Ваш семейный фотоальбом пополнится забавными и интересными снимками, на которых запечатлены все члены Вашей дружной семьи.
Еще один вариант этой игры называется «Портрет». Здесь перед игроками ставится задача посложнее – передать при помощи мимики и жестов различное настроение, характерные особенности человека. Все остальные участники должны угадать, что именно хотел передать тот или иной игрок, создавая свой «портрет».
Папарацци
Эта игра способствует развитию зрительно-художественной образности, фантазии и творческого воображения. Как известно, ни один репортаж или интервью в газете и журнале не обходятся без красочных и интересных фотографий. Если телевидение и кино имеет дело с движущимися объектами, то в искусстве фотографии все персонажи неподвижны, поэтому перед фотокорреспондентом стоит трудная задача – запечатлеть человека таким образом, чтобы фотография отражала его характер, внутренний мир, увлечения или пристрастия. Фотография в газетах и журналах имеет огромное значение, так как с ее помощью читатель может не только получить какую-либо информацию, но и убедиться в ее подлинности с помощью фотоснимков. Фотоаппарат дает возможность самому стать творцом, сконцентрировать внимание на каких-либо предметах и значимых для себя людях.
Игрокам необходимо, используя фотографии из семейного альбома, придумать небольшие репортажи или сюжеты таким образом, чтобы фотоснимки и подготовленные сюжеты как можно лучше соответствовали друг другу. Затем можно несколько усложнить задание, предложив игрокам иллюстрации из газет и журналов для написания коротких статей, подходящих к этим иллюстрациям по содержанию.
Газетный киоск
Театрализованная игра, позволяющая юным участникам познакомиться с некоторыми понятиями медиамира (рубрика, рисунок-символ, юный корреспондент, редакция и др.), научиться ориентироваться в материалах прессы для детей.
К детям в гости приходит почтальон Печкин (его роль играет кто-то из старших) и доставляет интересные газеты и журналы для ребят. По ходу игры дети знакомятся с материалами, которые помещены на первой страничке газеты (журнала). Почтальон рассказывает, что на первой странице помещают все самое важное, что произошло за какой-то определенный промежуток времени. Благодаря рассказу Печкина юные читатели узнают, что рисунок – символ обязательно соответствует тому материалу, который напечатан в газете, юные корреспонденты (юнкоры) – это школьники, занимающиеся подготовкой материалов для очередного номера, а определенный шрифт и цвет в газете используются, чтобы привлечь внимание читателя и т.д. В результате участники игры постигают тайны печатного медиатекста, учатся находить необходимую и интересную информацию, знакомятся в прессой для детей.
Инсценировка
В процессе этой игры можно инсценировать небольшие фрагменты из фильмов, телевизионных программ, рекламных роликов и т.д. Между участниками распределяются роли «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров», «гримеров», «ведущих» и
«участников» и пр.
Перед каждым игроком в зависимости от выбранной роли стоят конкретные задачи:
– «журналистские» (ведение «телепередач», «интервью», «репортажей с места события» и т.д.);
– «режиссерские» (общее руководство процессом «съемки», выбор «актеров» («телеведущих») и т.д.;
– «звукооператорские» (использование шумов, музыкального сопровождения и т.д.);
– «декоративно-художественные» (изготовление и использование декораций,
костюмов и т.д.);
– «актерские» (исполнение ролей в «видеофильме», «телепередаче») и т.д.
В процессе игры ее участники вовсе не обязательно должны ставить перед собой цель представить законченные произведений медиакультуры, претендующие на профессиональный уровень. Их главная задача состоит в знакомстве с процессом постижения аудиовизуального языка, развитии творческого потенциала каждого участника.
Старая сказка на новый лад
Эта игра, развивающая творческое воображение, фантазию и артистические способности, вызывает бурю положительных эмоций и у актеров, и у зрителей. В основу сюжета может быть положен любой фильм, знакомый игрокам. Задача играющих состоит в том, чтобы инсценировать известные киноистории в определенном жанровом ключе, например, в комедийном, приключенческом, драматическом и т.д. В соответствии с жанром можно использовать и костюмы из домашнего гардероба, к примеру, бабушкину старомодную шляпку, мамины сапоги-ботфорты или папин дождевик (конечно, если они будут с этим согласны). Ведь правда, очень интересно посмотреть, как всем известный сюжет из фильма «Золушка» при помощи талантливых актеров превращается в историю в стиле вестерн, или «Колобок» получает новое звучание в стиле детектива?!
Угадай название фильма
Игра, развивающая внимание и память. Для проведения игры необходимо запастись видеофрагментами из мультфильмов или детских художественных фильмов. Задача участников – угадать название просмотренных фрагментов.
Эта игра может иметь множество вариантов. Например, можно усложнить задание – угадывать имена актеров, режиссеров, название литературных произведений, по мотивам которых снят мультипликационный или художественный фильм. Можно также использовать в качестве иллюстрируемого материала не видеозапись, а пантомиму или устный рассказ о фильме (не называя имен главных персонажей). Остальные участники по жестам или устному рассказу пытаются дать верные ответы. Побеждает сильнейший – тот, кто даст максимальное количество правильных ответов.
Машина времени
Очень интересная игра, развивающая фантазию, творческое воображение и речь младшего школьника. По правилам этой игры ее участники должны попытаться представить, что произойдет, если их любимые герои из известных кинофильмов, мультфильмов или сериалов попадут в другую историческую эпоху или другую страну, город. Приведем примеры отрывков из такого рассказа: «Мой любимый мультфильм
«Шрек». Его главный герой попал в наш город и подружился со многими ребятами из нашего класса. Мы пригласили его к себе в школу, гуляли с ним, и нам бы было очень весело. По дороге мы встретили хулиганов, но бояться нам нечего – наш новый друг защитил всех нас».
Игры-аукционы
Настоящий азарт, оживление и веселый смех вызовут в Вашей семье игры-аукционы на тему медиа. Вариантов их проведения может быть несколько, но главный принцип аукциона состоит в том, чтобы победитель назвал самый последний, исчерпывающий ответ, после которого ни у кого не было бы вариантов. Ведущий берет деревянный молоток (в его отсутствие можно взять какой-нибудь другой, не очень тяжелый предмет, скажем. ручку) и «торги» начинаются. Темы такого аукциона могут быть следующими:
«Знаменитые актеры кино и телевидения»
«Известные герои мультфильмов»
«Отечественные (зарубежные) режиссеры»
«Фильмы определенного жанра (приключения, комедии, драмы, вестерны,
детективы и т.д.)
«Фильмы о детях»
«Фильмы о профессиях»
«Фильмы о животных»
«Фильмы о дружбе»
«Фильмы о добре и зле» и т.д.