Урок по музыке для учащихся тамбовских
общеобразовательных учреждений:
«Мой музыкальный Тамбов»
Автор: Овчинникова Н.В.
Цель урока: знакомство с музыкальной культурой Тамбовского края.
Задачи:
Познавательные
- познакомить уч-ся с образцами музыкального фольклора, отражающих самобытность культуры тамбовского края (на примере творчества М. Мордасовой);
-рассмотреть и проанализировать диалог народной и светской музыкальной культуры (на примере народных мелодий оперы П.И. Чайковского «Снегурочка»)
- исследовать трансформацию одного произведения, где наблюдается преобразование жанра светского романса в народную песню (на примере – романса Г.Р. Державина «Пчелочка златая»),
- познакомиться с историей рождения марша (на примере марша В.И. Агапкина «Марш прощания Славянки»).
Личностные
- научить слушать, анализировать, делать выводы, размышлять, рассуждать.
Развивающие
- эстетические потребности
Метапредметные связи: музыка, краеведение.
Вид урока: урок рефлексии.
Тип урока: получение новых знаний.
Музыкальный материал: Р.н.п. «Пчелочка златая», В.И. Агапкин «Марш прощания Славянки», М. Мордасова «Барыня-рассыпуха» и «Распотешная Матаня», Р.н.п. «Ой, утушка, моя луговая», С.В. Рахманинов «Вокализ».
Оборудование: презентация, компьютер, телевизор, баян, раздаточный материал (тексты песен), шумовые музыкальные инструменты, наградные знаки (медали).
Ход урока:
Слайд 1.
Приветствие. (Звучит песня ода "Тамбовский край" (О. Егорова - О. Григоров)
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок мы посвятим музыкальным страничкам нашей малой Родины. И, конечно же, познакомимся поближе с талантливыми людьми, которые стали сподвижниками музыкальной культуры тамбовского края.
Из истории. Слайд 2.С именем этого человека началось превращение Тамбовской губернии в очаг гуманитарной культуры. С 1786 года указом императрицы он был назначен правителем Тамбовского наместничества, где он прослужил до конца 1788 года.
Как вы думаете, ребята о ком идет речь? (Ответы: Г.Р. Державин – губернатор Тамбова).
Учитель. В результате его работы в Тамбове и уездных городах были созданы Главное и малые народные училища, семинария с классами риторики, философии и богословия. В Козлове, Елатьме, Лебедяни и Моршанске были открыты двухклассные народные училища. Наместнический дом в период Державина стал центром, где рождались и воплощались в жизнь идеи светского просвещения. Здесь для дворянства давались уроки грамматики, геометрии, арифметики, хороших манер, танцев, проводились балы, приёмы, театральные представления. Вот, как описывает эти события его современник.
Ученик 1: «…у губернатора в доме были всякое воскресенье собрания, небольшие балы, а по четвергам концерты, в торжественные же, а особливо в государственные праздники – театральные представления, из охотников, благородных молодых людей обоего пола составленные. Но не токмо одни увеселения, но и самые классы для молодого юношества были учреждены подённо в доме губернатора, таким образом, чтоб преподавание учения дешевле стоило и способнее и заманчивее было для молодых людей; например, для танцевального класса назначено было два дни в неделю после обеда, в которые съезжались молодые люди, желающие танцевать учиться». Вот на таких светских раутах звучала одна забавная песня, которую любил исполнять губернатор, она напоминала мелодию вальса… (учитель напевает: «Пчелочка златая, ах, что же ты жужжишь…»). Песня очень полюбилась служилым людям, была ими подхвачена и со временем трансформировалась в народную мелодию.
Слайд 3. Исполнение: «Пчелочка златая…» (раздаточный материал – текст песни).
Учитель: с именем этого незаурядного человека связано рождение легендарного марша всего славянского народа. О каком музыкальном произведении пойдет сейчас речь? (Ответы уч-ся: «Марш прощания славянки»). А теперь правильный ответ.
Слушание: В.И. Агапкин «Марш прощания славянки»
Когда и кем была написана эта музыка и как она связана с тамбовским краем расскажет нам…
Слайд 4. Ученик 2. Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма, и у его колыбели долго и заботливо хлопотала умная и талантливая женщина с древнерусским именем Ольга. История эта весьма романтическая. Когда военный музыкант Василий Иванович Агапкин приехал служить в Тамбов, он был зачислен штабс - трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Стройный красавец в военной форме, заставлявший своей певучей трубой замирать женские сердца, не остался без внимания тамбовчанок, и однажды подошла к нему с нотной тетрадкой лучшая городская модистка Оля Матюнина. Поговорили они о музыке, о жизни, и вскоре запела серебристая агапкинская труба уже совсем другую песню. Марш прощания славянки стал откликом на военные действия в Балканах. Болгария, Сербия, Черногория и Греция боролись тогда за полное освобождение от пятисотлетней османской тирании. Следом вспыхнула первая мировая война. Какое содержание было заложено в этой музыке? Автор сам попытался ответить на этот вопрос, лирично назвав марш «Прощание славянки» и посвятив его "всем славянским женщинам, провожавшим мужей на войну"
Впервые «Марш прощания славянки» был исполнен осенью 1912 года в Тамбове. (Также марш является гимном Тамбовской области). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи.
Учитель: Как вы считаете, какое содержание было заложено в музыке?
(Ответы уч-ся: Суровый ратный героизм славянских воинов и высокая, самоотверженная любовь славянских женщин).
Учитель: Первоначально марш был создан для военного духового оркестра и исполнялся без слов. Позднее появилось множество текстов.
Слайд 5. Исполнение марша на слова АЛЕКСАНДРА МИНГАЛЕВА
Слайд 6. Учитель:
От предков дотянулся след:
Узоры в старо-русском стиле,
Как роскошь, в сундуках хранили
И оберег от страшных бед…
Вопрос: О каком музыкальном жанре идёт речь в этом стихотворении? (Ответы уч-ся: фольклору)
Огромная заслуга в популяризации народной музыки принадлежит нашей землячке М.Н. Мордасовой.
Ученик 3. Мария Мордасова родилась 14 февраля 1915 г. в маленькой деревне Мазовке на тамбовщине в многодетной семье Яркиных. Мать, Прасковья Прокофьевна, была лучшая в округе песенница. Её приглашали на сельские торжества и праздники. Песенный дар у юной Маруси стал развиваться с малых лет. Она подражала своей матери, но в какой-то момент вместе с пением пускалась в пляс и дробью подчеркивала смысл песни и частушки. Сельчане от восторга даже плакали и не отпускали её, бывало, до утра. Маруся стала петь в школьном хоре, затем в сельском клубе. Еще учась в школе, пошла, работать дояркой, а после окончания школы стала «звеньевой». В 1938 г. приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове. Жюри высоко оценило дарование певицы. Переехала в Воронеж, работала на швейной фабрике «1 мая», но с песней не расставалась.
Зимой 1942-43 годов был создан Воронежский русский народный хор. Одной из первых его участниц и стала Мордасова. Свой первый концерт хор дал в освобожденном Воронеже в январе 1943 года. Вся страна услышала молодой, задорный голос и искрометные частушки М. Мордасовой. Частушки сходу запоминались и вместе с воинами пробивались на фронт.
В 1945 г. Мария Николаевна выходит замуж за баяниста Воронежского хора Ивана Руденко. Это был не только крепкий семейный, но и успешный творческий союз.
После войны начались гастроли хора по Советскому Союзу. Маршруты пролегали от Мурманска до Кушки, от Камчатки до Калининграда. Тысячи концертов, встречи на целине, БАМе, Сахалине с войнами армии и флота, с рабочими коллективами на селе.
Шли годы. Регулярно появлялись новые сборники песен и частушек, записи на грампластинках, фондовые записи на радио, статьи в газетах. У Марии Николаевны песня жила в сердце. Она была её речью, её даром общения с людьми. Мордасову знал всякий,- от мала до велика. И в любом доме она была своей. Её песням всегда были рады!
Слушание «Распотешная Матаня» в исполнении М. Мордасовой.
Учитель: Песенный дар Марии Мордасовой близок по своей природе к искусству сказителя.
Слайд 7. Выступление оркестра уч-ся «Шумовые народные инструменты» под напевы М. Мордасовой («Барыня рассыпуха»).
Учитель: Народные мотивы нашли воплощение не только в авторской интерпретации песен и частушек Марии Мордасовой. Активным популяризатором тамбовского фольклора стал великий русский композитор П.И. Чайковский. Об этом нам расскажет…
Ученик 4. Шестикратное пребывание Чайковского на тамбовской земле, в селе Усово, впечатления от наблюдения быта тамбовских крестьян, его песенного творчества и редактирование сборника тамбовских народных песен, собранных Прокуниным, определили использование композитором тамбовского фольклора в музыке к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского. Ее музыкальные страницы вобрали в себя девятнадцать номеров. Шесть из них построены на песнях, собранных Прокуниным.
В указанном выше письме к Н. А. Римскому-Корсакову Чайковский отметил, что конкретно создал в «Снегурочке» на основе материалов прокунинского сборника: 1) мотив пляски птиц; 2) хор провожания масленицы; 3) теноровое соло в том же хоре; 4) аллегро из первой песни Леля; 5) песню Брусилы; 6) вторую песню Леля.
Какие же здесь использованы тамбовские песни?
*В Танцах птиц (Пролог № 2) слышны интонации песни «Вот сизой орел по горам летал».
*В Проводах масленицы, в хоре «Раным-рано куры запели» (№ 4) звучит хороводная «Давно сказано, давно баяно». Здесь же (на словах «Веселенько нам тебя встречать-провожать») использован напев лирической песни «У князя, у князя Волхонского».
*В Мелодраме (№ 5-а) быстрая часть повторяет мелодию песни «Давно сказано, давно баяно».
*Выразительны и красивы три песни Леля. Основой второй — «Как по лесу, лес шумит» из первого действия — стала хороводная «У ворот, ворот батюшкиных». А в третьей песне Леля — «Туча со громом сговаривалась» — нашла преломление прокунинская запись «Я по бережку похаживала».
*Песенка Брусилы «Купался бобер» построена на материале уличной разгульно-веселой песни «Где ж ты была своя, не чужая».
*В Марше Берендея (№ 18), во втором проведении темы звучит тамбовская «Ой, утушка моя луговая», которая имеет место как в сборнике Прокунина, так и в сборнике Балакирева.
Репродуцирующая деятельность и рефлексия.
Выступление ансамбля народной песни (в исполнении уч-ся звучит отрывок из народной тамбовской песни «Ой, утушка, моя луговая…»)
Учитель: Яркая эмоциональность его музыки — черта, унаследованная от Чайковского. Этот великий композитор, пианист, дирижер захватывал аудиторию страстностью исповеди и проповеди, вытекающих из свойств и особенностей его личности.
С.В. Рахманинов – выдающийся художник музыкального слова. В бывшем поместье родственников в селе Ивановка, в период с 1890 по 1917 годы, С.В. Рахманинов проводил большую часть тёплого времени года. Именно в Ивановке были задуманы, созданы, или доработаны наиболее значительные его музыкальные произведения. Красота местной природы, колоритные пейзажи и картины русской жизни нашли живое воплощение в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.
Слушание: «Вокализ» С.В. Рахманинов.
Закрепление полученных знаний.
Учитель: Музыкальная культура Тамбовского края навсегда связана с именами ряда выдающихся русских музыкантов, исполнителей.
Разгадываем кроссворд (на доске вертикально пишем слово ТАМБОВ)
1)Теперь мы расшифруем слово,
Что означают буквы города ТАМБОВА!
Так просто здесь без вариантов
ТАМБОВ звучит и много в нем…? (Талантов)
И давайте вспомним талантливого губернатора, с именем которого связывают превращение Тамбовской губернии в очаг гуманитарной культуры? (Г.Р. Державин)
2) Пред этим маршем все мы снимем шапки,
А написал его солдат - трубач (Агапкин)
3) Про эту женщину хочу сказать,
Как славила Тамбов она – любила петь, плясать.
Зовут ее на букву эту,
Любимицу частушек и куплетов! (Мария Мордасова)
4) Собирайтесь ка друзья вы скорее парами,
Будем дроби рассыпать под звонкую… (Барыню).
5) Мелодия народная понравилась Чайковскому,
Он в нотах написал ее к «Снегурочке»… (Островского)
Какая песня тамбовского фольклора из сборника Прокунина была взята П.И. Чайковским без изменения для музыки к сказке Островского «Снегурочка»?
(Ой, утушка моя, луговая)
Учитель:На этом я и завершаю.
Про букву «В» что скажете я знаю: «Лирическое произведение С.В. Рахманинова пополнившие золотой фонд русского и мирового искусства. (Вокализ)».
Рефлексия. Учитель: Сегодня все поработали замечательно. Однако, аудитория разделилась на несколько групп, каждую из которых мне хотелось бы наградить особыми знаками. (Вручение медалей)
«Рассказчик-исследователь» (4 штуки)
«Активный слушатель» (5 штук)
«Активный аналитик» (10 штук)
«Классный вокалист-исполнитель 6 А» (5 штук)
«Классный шумовой исполнитель 6 А» (5 штук)
Учитель: Спасибо всем за урок!