Государственное общеобразовательное учреждение Республики
Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянск» для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Доклад
«Современное культурное общение.»
Составила:
воспитатель
Симолова Ф.В.
Дата проведения:29.12.2015г.
Проверила:
Заместитель директора по воспитательной
работе_____________________________Бодулина Г.Р.
«____»______________________________2015.
Козьмодемьянск 2015г.
Общение- школа познания человечества. Любое познание мира раздвигает границы наших душ, открывает пространство свободы человека. Научаясь общению - обретаещь свободу.
Познавая другого, человек познает себя. И невозможно ответить на вопрос, кто больше обретает в обогащении внутреннего мира: познающий в общении другого или познающий в общении самого себя. И не определить, что важнее –знать, кто с тобой рядом, или знать, что ты есть на самом деле.
Как и всякое явление, общение имеет свое тело, субстанцию, форму воплощения в реальной действительности.
Общение- вербальный и невербальный диалог субъектов. Будучи объектом, владея телесной предметностью, субъект воспринимается в качестве объекта другим субъектом, и через внешность объекта, пластику, мимику, позы, темпоритм движений «прочитывается», истолковывается этот субъект другим субъектом.
То что мы знаем о субъекте, и то ,он посылает нам как информацию, направляется по двум каналам: через речь- вербальный канал и через телодвижения- невербальный канал. Невербальная информация всегда превалирует над информацией, получаемой через канал вербальной связи. Дети особенно склонны прочитывать человека благодаря невербальным средствам общения. Они уверенно говорят: « Он добрый» или «Она нас не любит», основываясь не на словах, а на подсознании, которое чутко улавливает волны невербального сообщения.
Невербальными средствами надо уметь владеть, и в наибольшей степени это относится к педагогу-«инженеру детской души»
Печальные или радостные глаза ребенка…Согнутые спины учеников на уроке или распрямленные…Тусклый голос отвечающего или богатый красками и согретый эмоциями…Радостно реагирует на звонок или же встречают его гримасами ужаса…
Визуальный контакт, приветствие, оглашение темы занятий, мелодическая окраска речи и открытая поза- все это апелляция к субъекту, чтобы помочь ему настроиться на работу.
Содержание общения всегда духовно, в отличие от взаимодействия, которое может быть предметно и функционально. Разумеется, коль скоро понятие «взаимодействие» шире, то оно включает в себя все виды и формы действий субъектов, направленных друг на друга- последовательные, поочередные, одновременные.
Историческая динамика «изменяющейся личности в изменяющемся мире» выявляет некоторую тенденцию преобразующегося общения.
Педагогическое общение «вчера» характеризовалось нормативной направленностью: общение людей диктовалось социальными нормами, которые и регулировали устанавливаемые межличностные отношения. Парадигма такого общения- «человек- норма». В педагогике это принимало форму взаимоотношений «педагог- дети», «администратор- подчиненные».
Педагогическое общение «сегодня» разрушило устои, отбросив нормативы, вселило бесноватую волю человеку, отвергнув запреты и подчинившись инстинктам биологического существа, а нарушение норм стало возводиться в достоинство якобы свободного человека. Парадигма разломанного взаимодействия отражает индивидуалистическую направленность: «индивид- мое Я»
Педагогическое общение «завтра» уже рождается и иногда выявляет себя, если внимательно приглядеться к движению жизни. Симптомы такого изменения еще слабы, но тенденция переориентации направленности обнаруживается. Парадигма новых взаимоотношений равных партнеров «я человек- ты человек» порождает новую педагогическую позицию «человек- человек»,хотя не без профессионального и административного сопротивления.
Надо признать, что становление такой позиции происходит нелегко: философическая трактовка момента взаимодействия людей предполагает признание человека как наивысшей ценности, а партнеров по общению-равными друг другу. Линия такой направленности постоянно искривляется из-за сильного давления социальных контрфакторов: низкой культуры взрослого населения, слабой этической и философской подготовленности педагогов, негативного эталонного образа взаимодействий людей тиражируемого СМИ в общем социальном поле утилитаризма, технократизма, меркантилизма, эгоизации разваливающегося общества.
Сегодняшнее воспитание- это воспитание в детях умения сопротивляться обстоятельствам, дурным людям, ходячим пошлостям, низкопробным телевизионным программам и обманным чиновникам. Позицию сопротивления приходится занимать и педагогу в сфере общения.
Педагогическое искусство общения- как таблица умножения для всех людей. Ее усваивают в практике житейских будней, в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Но педагог этой этико-психологической таблицей умножения должен владеть профессионально: осмысленно, целенаправленно и творчески- при постоянном курировании формирующихся социальных отношений ребенка.
Искусство общения- это двусторонний процесс: педагог и дети легко и красиво выстраивают взаимодействие, предоставляя друг другу свободно проявить свое «Я», а значит, выйти на уровень общения.
Несомненно, такое общение вырабатывается в течение какого-то времени, шлифуется в совместной деятельности, укрепляет в хорошо организованной групповой работе. Общение- продукт организуемого субъектами взаимодействий, плод совместных усилий педагога и детей.
Разнокачественные общения имеют разнокачественные последствия. Низкая культура общения разъединяет людей, провоцирует агрессивность. Высокая степень культуры общения возвышает партнеров, обогащает их внутренний мир и раздвигает границы души. Педагог ставит, очевидно, целью своей приобщить детей к такому общению, чтобы оно исполняло роль фактора духовного развития. Назовем такое общение достойным, выделив мысль о том, что природе человека свойственны сущностные проявления, резко отделяющие его от мира животных.
Общение с учениками- не мероприятие и не дело, организуемое в жизни. Это есть сама жизнь в ее человеческом наполнении. В проживаемой жизни педагог не может общаться с детьми согласно методическим распоряжениям. Его общение- его жизнь. А для детей их общение с педагогом- течение их жизни. И именно потому, что это есть течение настоящей реальной жизни, общение обретает роль сильнейшего фактора воспитания ребенка.