Воспитательский час Все о гимне

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: ВСЕ О ГИМНЕ (Музыкальный салон)

Цели: расширять знания о государственной символике; воспитывать патриотические, гражданские чувства; развивать музыкальный вкус, прививать любовь к Родине; коррекция мышления.

Учащиеся сидят полукругом перед доской. У журнального столика трое ведущих: воспитатель воспитанник и воспитанница.







































Ход занятия.

I. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались в нашем музыкальном салоне, чтобы поговорить о государственных символах. К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и к гимну - это и отношение к самому государству. Л оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. По важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, по и понимать их символику. А для это нужно иметь представление об их истории; о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

П. Сообщения воспитанников.

Воспитанник 1. Символы пашей Отчизны насчитывают не одну сотню лег. Мы с вами подробно остановимся сегодня только на одном: гимне.

Воспитанник 2. Какая же музыка символизировала государство на разных этапах истории России?

Воспитанник 1. Об этом и пойдет сегодня речь в нашем музыкальном салоне.

Воспитатель. Вплоть до конца XI! века в России в качестве государственной функционировала религиозная символика.

В XV-XVII вв. хор пел православные духовные песнопения во время церковных праздников и событий общегосударственного значения. Петр Великий открыл путь светской музыке. «Виват, Россия, именем преславна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый», «Возвеселися, Россие, правоверная страна» - такими и подобными им песнями прославлялись успехи молодой державы. В течение всего XVIII века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим», который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел Петр Первый после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 году. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в «царские» (именинные) дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.

Воспитанник 1. Вплоть до 1790-х гг., пока не появился «Гром победы», некоторые функции светского гимна при выходах императора на парадах, приемах послов также выполнял старейший русский «Преображенский марш». В походах солдаты и офицеры после команды «Песенники, вперед!» запевали «Преображенский марш» на слова поэта С. Марина.

Воспитанник 2. Давайте с вами послушаем этот март.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МАРШ

Пойдем, братцы, за границу Бить Отечества врагов. Вспомним матушку-царицу, Вспомним век ее каков! Славный век Екатерины Мам напомнит каждый шаг; Те поля, леса, долины, Где бежал от русских враг! Вот Суворов где сражался! Там Румянцев где разил! Каждый воин отличался, Путь ко славе находил.

Воспитанник 2. 18 марта 1814 г. перед штурмом Парижа русская «психическую демонстрацию»: все оркестры один и военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. В 1857 году по Военному ведомству был издан приказ: каждый полк должен иметь свой марш-эмблему.

Воспитанник 1. В отличие от «Преображенского марша» другой марш - «Гром победы» - стал неофициальным гимном со дня своего рождения. Он появился во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и прославлял подвиг солдат Суворова, которые штурмом взяли крепость Измаил. Текст его был сложен в 1791 году поэтом Державиным и положен на музыку композитором О. А. Козловским.

Воспитатель. Впервые «Гром победы» (по припеву он также назывался «Славься сим, Екатерина») был исполнен 28 апреля (9 мая) 1791 г. В дальнейшем все торжественные приемы и балы открывались этой мелодией. «1 ром победы» звучал и в царских дворцах, и в парках дворянских усадеб, и на полях битв. В 1812 г. Текст был несколько видоизменен - прославление Екатерины сменилось прославлением императора Александра.

Звучит гимн «Гром победы».

Воспитанник 2. Одновременно с «Громом победы» возник русский духовный (нецерковный) гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Он был рожден талантом русского композитора Дмитрия Степановича Бортнянского на основе народных и церковных напевов.

Звучит гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Воспитанник 1. «Коль славен...» своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Предполагают, что мелодия была создана между 1790 и 1801 гг. «Коль славен...» входил в ритуал производства в офицеры, звучал после артиллеристе кого залпа и сигнала горниста «На молитву, шапки долой!». С 1856г. по октябрь 1917 г. главная башня Московского Кремля Спасская тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского ежедневно в 15 и 21 час (в 12 и 18 часов оттуда разносились звуки «Преображенского марша»). С августа 1918 г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном - «Интернационалом» и траурной песнью «Вы жертвою пали».

Воспитатель. Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова которой написал поэт Жуковский. Во второй половине XVIII века большинство государств Европы встречало своих государей мелодией, заимствованной у англичан - «Боже, храни короля». В 1813 году в Петербурге вышла в свет «Песнь русскому царю», ("лова на английскую музыку, а в 1815 г. Жуковский опубликовал новый, более удачный вариант текста под названием «Молитва русских»:

Воспитанник 3. Боже, Царя храни!

Славному долги дни Дай на земли! Гордых смири гелю,

Слабых хранителю, Всех утешителю - Все ниспошли!

Воспитатель. Как все песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся.

Звучит гимн «Молитва русских».

Воспитанник 2. Рождение второго официального гимна с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833 г. А. Львов сопровождал Николая 1 в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.

Воспитанник 1. 5 декабря 1833 года стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая Второго от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире; состоял гимн всего из 6 строк.

Воспитанник 4. Боже, Царя храни!

Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам. Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя, Царя храни!

Воспитатель. Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всею 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны а куплетный повтор - трижды. Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях.

Воспитанник 2. В глазах большинства русских царь был священным общенациональным символом, воплощавшим идею независимости и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, защитником «простого» народа и православия, «спасителем веры и царства», высшим идеалом и средоточием «Святой Руси». Многие плакали и крестились при виде царя и целовали то место, где он стоял. Жуковский и Львов, правильно уловив эти чувства, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения.

Звучит фонограмма гимна.

Воспитанник 2. Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым знаменитым был случай с крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец» 27 января 1904 г. Обе команды, подготовив суда к бою с японской эскадрой, вышли на смертный парад с пением «Боже, царя храни». Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана «Варяга» В. Ф. Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного своими руками «Корейца» и затопленного «Варяга».

Последними месяцами жизни «Боже, царя храни» стали январь и феврали 1917 года: гимн вместе с черно-желто-белым флагом был упразднен февральской революцией.

Воспитанник 1. Следует сказать еще об одной интересной общенациональной мелодии из оперы «Иван Сусанин». «Национальный гимн» Глинки впервые обработали в 1944 году для Всесоюзного радиокомитета, и с чех пор он часто звучал по радио под названием «Патриотическая песня». Гимн, задуманный Глинкой как национальный, был превращен в городской под названием «Москва». Значение государственного ему было придано лишь в 1990г., когда РСФСР приступила к созданию новой политической символики.

Воспитатель. В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в поднятии патриотического духа Советской армии и всею народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Он был принят в 1944 г. - на музыку А. Александрова (написана в. 1939 г.), на слова поэтов С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. С небольшими изменениями этот гимн просуществовал до распада СССР.

Звучит гимн «Союз нерушимый».

Воспитанник 2. Конечно, данный текст отражал классовые и партийные интересы определенной группы населения и являлся политическим кредо победившей революции, но не следует забывать, что с этим гимном также связаны многие этапы истории нашей страны.

Воспитанник 1. К вопросу о гимне вернулись в 2000 году. Текст нового гимна страны принадлежит известному писателю С. В. Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна, и принадлежит, если вы помните, композитору и хоровому дирижеру А. В. Александрову.

Воспитатель. Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В. Путина 30 декабря 2000 года. Так накануне Нового года и нового века у России подвился новый гимн.

Исполняется гимн России.

III. Заключительное слово воспитателя.

Воспитатель. Наш музыкальный салон закрыт. Сегодня мы с вами говорили и слушали гимны нашей Родины. На этом занятие закончено.