|
Биография, Ефремов Иван Антонович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Ефремов, Иван Антонович (наст. отчество Антипович) (1907-1972). Видный рус. сов. прозаик, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, известный также произв. др. жанров; основоположник и классик нов. сов. НФ, влияние к-рого на ее развитие в 1960-х гг. трудно переоценить. Род. в д. Вырица (Царско-Сельского у. Петербург. губ., ныне Ленингр. обл.), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, но не окончил его, работал в Геол. музее АН, участвовал в геол. и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного ф-та Ленингр. (ныне СПБ) горного ин-та заведовал лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил неск. экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Д-р биол. наук, проф., Лауреат Гос. премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Чл. СП. Первая НФ публикация «Встреча над Тускаророй» (1944). НФ тв-во Е., оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет сов. НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней (в сер. 1950-х еще связанной идеологическими клише фантастики «ближнего прицела») поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Е. его последний (во мн. смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из сов. лит-ры, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и писательский авторитет Е. среди поколения сов. НФ, пришедшего в лит-ру вместе с ним, «школы Е.» так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными «последователями» и «душеприказчиками»). М.б., свою роль в этом лит. одиночестве сыграли и определенные черты характера писателя, его вполне естеств. для автора утопий нравственный ригоризм и проповедуемые идеалы «нов. Ренессанса», а также безусловно доминировавший в его произв. философ, соц. мыслитель (в ущерб художнику). В целом, Е. остается одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории нов. сов. НФ лит-ры. Начав с НФ р-зов и повестей «на грани возможного», большинство к-рых составило сб. «Встреча над Тускаророй» (1944), «Пять румбов. Рассказы о необыкновенном» (1944), «Белый Рог» (1945), «Тень минувшего» (1956), «Алмазная труба» (1946; доп. 1954), «Рассказы о необыкновенном» (1946), «Рассказы» (1950), «Звездные корабли» (1953), «Озеро Горных Духов» (1954), «Великая Дуга» (1956), «Бухта Радужных Струй» (1959), «Юрта Ворона» (1960), «Сердце Змеи» (1964; др. состав 1967; др. состав 1970), Е. не стал слепо следовать канонам фантастики «ближнего прицела «. Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантаст. идеи, сколько «общечеловеческий смысл» ее возможной реализации; при этом Е. черпал замыслы как из разл. наук, так и из нар. легенд (см. Мифология в НФ) «Телевизор капитана Ганешина» (1944; др. «Атолл Факаофо») (см. Медицина, Флора фантастическая), «Встреча над Тускаророй» (см. Океан), «Ак-Мюнгуз (Белый Рог)» (1945) и др. Во мн. р-зах «Бухта Радужных Струй» (1944) (см. Флора фантастическая), «Румб второй. Дены-Дерь» (1944; др. «Тайна Горного Озера»; др. «Озеро Горных Духов»), «Олгой-хорхой» (1944; др. «Аллергорхой-Хорхой») (см. Зоология фантастическая), «Голец Подлунный» (1944) (см. Антропология, Искусство) и др. необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время професс. подготовка Е. обеспечивала ему точные прогностические попадания: в «Алмазной трубе» (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет р-за «Тени минувшего» (1945; др. «Тень минувшего») подтолкнул сов. ученого Ю. Н. Денисюка к изобретению голографии (см. Изобретения и открытия, Предвидения). Также выделяются р-зы: «Катти Сарк» (1944), «Обсерватория Нур-и-Дешт» (1944); из более поздних «Эллинский секрет» (рук. 1942; 1966), в к-ром Е. обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и «Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)» (сокр. 1959; доп. 1960). Начиная с повести «Звездные корабли» (1947; 1948), творческая мысль Е. решительно выходит на широкий космич. простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики «на грани возможного». Конкретный сюжет повести находка кости динозавра с загадочной пулевой пробоиной, затем черепа человекоподобного инопланетянина и его «портрета», послужил отправной точкой гл. филос. построения Е.: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по к-рым идет эволюция на разл. планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физ. облик и психол. конструкцию «гуманоидность» для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы «Великого Кольца» цивилизаций. Несмотря на явный антропоцентризм идеи Е., писатель посвятил худож. пропаганде ее все два послед. десятилетия. Квинтэссенцей соц. и филос. размышлений Е. о далеком будущем, определившей нов. этап развития отечественной НФ, стала масштабная и беспрецедентная в сов. лит-ре утопия роман «Туманность Андромеды» (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью «Звездные корабли» объединен в один том «Туманность Андромеды. Звездные корабли» (1965); откровенно неудачно экранизирован (см. «Туманность Андромеды»). Нач. публикации романа в год Спутника и в разгар хрущевской «оттепели» возвестило о смелом прорыве границы «ближнего прицела «. Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в послед. изд. Е. остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ «производственными проблемами» или разоблачением происков бурж. агентов. Широкими мазками, подменяя (иногда сознательно) худож. анализ поп. «лекциями», писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, об-во, населенное принципиально нов. людьми (см. Коммунизм, Концептуальный переворот). Они решили большинство известных современникам Е. соц. и тех. проблем (см. Автоматизация, Города, Климат, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Медицина, Наука, Транспорт), перестроили планету, превратив ее в цветущий сад (см. Планетарная инженерия), вышли к звездам (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Освоение космоса), влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями (см. Галактическая федерация, Контакт), готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвездной связи» (см. Сверхсветовые. скорости). Гл. новаторство Е., однако, заключалось не в науч. и тех. дерзости его идей: впервые в сов. НФ так смело и широко говорилось о физ. и духовном совершенстве жителей утопии, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке «утопистами» всей предшествовавшей истории человечества. Иными словами, обо всей сфере человеч. отношений, худож. анализируемых «мягкой» (гуманитарной) НФ (см. Женщины в НФ, Искусство, История в НФ, Криминология, Музыка, Психология, Секс и эротика, Спорт и досуг, Философия). Высоко подняв планку «сов. утопии», Е. сам еще лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первое «возвращение» было эпизодическим: в полемическом ответе «Первому контакту» М. Лейнстера повести «Сердце Змеи (Cor Serpentis)» (1959), герои к-рой вступают в контакт с жителями «фторной» планеты (см. Внеземная жизнь, Инопланетяне). Вторым и последним стал масштабный, многослойный и во мн. спорный роман «Час Быка» (сокр. 1968; доп. 1970), вышедший под занавес творческого и жизненного пути Е. и знаменовавший собой изменения во взглядах писателя, неизбежные за прошедшее десятилетие, во всяком случае ставивший знак вопроса на постоянно декларируемом «соц. оптимизме Е.» (см. Оптимизм и пессимизм). Конец «оттепели», окончательный крах «коммуно-утопических» идеалов нач. 1960-х гг. привели к тому, что в далеком. будущем по Е. появилась естеств. и неизбежная «сестра» утопии антиутопия. Автор благоразумно поместил ее на «край Вселенной» планету Торманс (название заимствовано, видимо, у Д. Линдсея), куда, на заре межзвездных перелетов, «занесло» один из «звездных ковчегов» последних представителей классово разделенной Земли, и куда также случайно попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в «Туманности Андромеды»). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной. катастрофе (см. Политика, Экология), и тех. и «идеологически» более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: «невмешательство»-«прогрессорство «; герои Е., хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж филос. футурологический, мифол., даже религ. и непривычно (для сов. НФ) эротический (см. Мифология в НФ, Религия, Секс и эротика, Философия), обильно раскиданные по тексту ссылки на «амер. империализм и кит. ревизионизм» не обманули бдительных цензоров (см. Антифашистская НФ, Капитализм, Социализм). Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати (возвращение его в б-ки, к читателям состоялось только с нач. «перестройки»). В промежутке между своей гл. утопией и гл. антиутопией Е. выпустил во мн. отношениях экспериментальную (и лишь отчасти удавшуюся) книгу «Лезвие бритвы. Роман приключений» (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964), интересную, хотя и рискованную попытку создать «книгу для всех» (от массового малообразованного читателя до интеллектуала). На фоне авантюрного сюжета разгадки тайны древней короны из неизв. металла, найденной на дне океана, гл. герой врач и психолог Гирин занят собственным «интеллектуальным детективом»: исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с тв-вом и генетической памятью (см. Детективная НФ, История в НФ, Мистицизм и оккультизм, Мозг, Психология, Экстрасенсорное восприятие). Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву науч., историко-филос., эстетических концепций Е., развитых в его фантаст. книгах. В этом же контексте воспринимаются и историч. произв. писателя (см. История в НФ): р-з «Афанеор, дочь Ахархеллена» (1960), дилогия повести «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953); объединены в один том «На краю Ойкумены» (1956; др. «Великая Дуга»); вместе со «Звездными кораблями» объединена в один том «На краю Ойкумены. Звездные корабли» (1959); и объемный роман «Таис Афинская» (фрагм. 1972 «Рок Персеполиса»; сокр. 1972; 1973), в центре к-рого яркий образ др. греческой куртизанки (см. Женщины в НФ). Все худож. произв. Е. включены в два Собр.соч. писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89). Вл. Б., Вл. Г. Лит.: Е. Брандис, В. Дмитриевский «Через горы времени. Очерк творчества Ивана Ефремова» (1963). П. К. Чудинов «Иван Антонович Ефремов» (1987). Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.