|
Биография, Солженицын Александр Исаевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Солженицын, Александр Исаевич (р. 11.12.1918) писатель, историк, публицист, обществ. деятель. Род. в Кисловодске. Окончил физ. матем. ф-т Ростовского ун-та, учился в ИФЛИ. С 1943 по 1945 участник Великой Отеч. войны, с 1945 заключенный ГУЛАГа, затем ссыльный. Реабилитирован в 1957. В 1970 С. присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1974 выслан из СССР. В мае 1994 вернулся в Россию. Обл. филос. интересов: филос. истории, проблемы человеч. существования, эстетика. В развитии своих филос. взглядов С. пришел к отрицанию марксизма и продолжил то направление рус. филос., представителями к-рого были Ф. М. Достоевский и И. А. Ильин. Соотнося свои взгляды с прошлой и совр. филос., С. формирует собственное филос. миропонимание. Критичность его сознания не тождественна скептицизму, сопереживание трагедии не приводит его к пессимизму, столкновение с абсурдом не убеждает в правоте агностицизма. «Как бы ни были остроумны и беспощадны системы скептицизма или там агностицизма, пессимизма... они по самой сути своей обречены на безволие», утверждает один из его гл. персонажей. В согласии с традициями православной мысли С. видит мир в его определяемости Божественной силой. Он верит в предназначенность жизненного пути человека. Пережив тяжелейшие испытания, приходит к выводу: «Вся возвращенная мне жизнь с тех пор не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель». Мир представляется ему в глубинных связях человеч. судеб с историей как органическим процессом, не подвластным произвольным в него вторжениям. «История иррациональна... У нее своя органическая, а для нас может быть непостижимая ткань... История растет как живое дерево...". С. не принимает рационалистических схем переустройства обществ. жизни: «История не правится разумом... Законы лучшего человеческого строя могут лежать только в порядке мировых вещей. В замысле мироздания. И в назначении человека». В его филос. видении мира неразрывно связаны ист. предопределенность и человеч. активность, свобода человека как свобода выбора жизненных ориентиров, предполагающая личную ответственность за совершаемые поступки и принимаемые решения. Осмысливая реалии XX столетия, устами своего персонажа С. делает вывод о соотношении цели и средств в человеч. деятельности: «...чем выше цель, тем выше должны быть средства! Вероломные средства уничтожают и самую цель!". Универсальная, дух. основа мира предполагает, по С., существование единой и единственной Истины. Множественность и разнообразие усилий в постижении Истины не означают множественности самой Истины. Идея плюрализма в отношении истины опасное, вед. к распаду духовности явление, «энтропия мысли», угрожающе расширяющаяся как в зап., так и в рус. культуре. «А истина, а правда во всем мировом течении одна Божья, и все-то мы, кто и неосознанно, жаждем именно к ней приблизиться, прикоснуться... Искать истинные взгляды на вещи, приближаться к Божьей истине, а не просто набирать как можно больше «разных»". У С. собственные подходы в обосновании единства Истины и Добра. Размышления относительно об-ва и его познания приводят к идее того, что не только истина невозможна вне нравственности, но и нравственность вне истины. Добро и Истина едины по своей природе. Поэтому особую важность приобретает вопрос об истине в знании человека об об-ве. «Во всех науках строгих, то есть опертых на математику, истина одна, и этот всеобщий естеств. порядок никого не оскорбляет... А множественность истин в др. науках есть показатель нашего несовершенства... если разнообразие становится принципом, тогда невозможны никакие обществ. ценности, а применять свои ценности при оценке чужих суждений есть невежество и насилие... Если не существует универсальной основы, то не может быть и морали». Следовательно, «энтропия мысли» предполагает «энтропию морали», отказ от нравств. устоев жизни. Филос. взгляд С. на мир и его познание определил его эстетич. принципы. Художеств. творч. рассматривается им как художеств. иссл., как такой способ постижения Истины, к-рый не подменяется рациональными, теор., науч. формами познания и потому является незаменимым. Сформированное на этой основе понимание художеств. метода определяет принципы оценки художеств. стилей и направлений в эстетике. Для С. неприемлемо сведение искусства ни к примитивности натурализма, ни к узости самовыражения, ни к апологетическому служению полит. целям. Филос. сознание С. деятельно: ему важно не только понимание теор. принципов, но и осознание способов воплощения их в жизнь, личное участие в обществ. жизни. Филос. художеств. осмысление современности приводит его к выводу о том, что вторая пол. XX столетия становится переломным периодом ист. развития. Утверждавшийся в течение нескольких веков приоритет рационализма и технократизма, материальных благ обусловил дух. дисгармонию об-ва. Подчеркивая опасность абсолютизации этих ориентиров, С. рассматривает восстановление дух. гармонии как условие дальнейшего развития об-ва и человека. В утрате дух. жизненных ориентиров, утрате нравств. основоположений во всех сферах человеч. деятельности, и прежде всего в политике, видит С. истоки кризиса совр. жизни, особенно болезненного в России. Гл. составляющая ист. прогресса в нравственности, в следовании добру. Нравственность об-ва определяется нравственностью человека: прогресс «истинно м.б. только один: сумма дух. прогрессов отдельных людей. Степень самоусовершенствования их на жизненном пути». Нравств. возрождение в об-ве требует следования сверхличным ценностям и возвращения у человека сознания Целого и Высшего над ним, способности смирения. Это возможно на основе самовоспитания, дух. совершенствования и самоограничения как свободного выбора человечеством иного, по сравнению с нынешним, пути. Автор произведений: «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», а также рассказов, очерков, пьес и публицистических произведений, в т.ч. «Бодался теленок с дубом», «Наши плюралисты», «Как нам обустроить Россию» и др. А. А. Иванова Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.