|
ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте. 1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс § 12. Что такое религия?Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классааВернуться к графической версии учебника... § 12. Что такое религия? Существующие точки зрения В развитии мировой культуры, в ее многоликом пространстве особое место занимает религия. Нет на Земле этносов, наций, которые были бы не знакомы с религией. На протяжении истории менялись общественно-экономические уклады, на место одних вождей и царствующих династий приходили другие, от века к веку люди совершенствовали свой разум, развивали науку и технику, покоряли силы природы, пересматривали общественные ценности и воззрения на мир, но во все времена одним из факторов их жизни. оставалась религия. Слово «религия» известно как верующим, так и неверующим. Если вы спросите себя, что такое «религия», то, видимо, большинство ответит, что религия есть вера в Бога. Но тогда как быть с древнейшими формами религиозных верований? Ведь из истории вы знаете, что в таких первобытных формах верований, как фетишизм (вера людей в сверхъестественные свойства самых обычных предметов), анимизм (вера в духов и души умерших), магия (вера в то, что с помощью действий, которым приписывается сверхъестественная сила, можно добиться желаемых целей), Бога нет. К религиям без Бога относятся также и такие восточные религии, как буддизм, конфуцианство. Кроме того, представления о богах у различных народов в разное историческое время было многообразным и многоликим. Так, в древних культах Египта, Вавилона, Рима насчитывалось очень много «добрых» и «злых» богов (многобожие — политеизм). В древнеиудей-ской культуре появление образа единого Бога — Яхве (Ягве) положило
начало перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). Возникновение в I в. н. э. в Римской империи христианства также привнесло в религию образ единого Бога, но имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. В начале VII века н. э. в Западной Аравии возник ислам, основатель которого Мухаммед провозгласил, что существует только один Бог — Аллах. Еще раньше, чем христианство и ислам, в Индии в VI в. до н. э. возник буддизм, для которого свойственна вера в единого святого, основателя религии — Будду. Эти три религии — буддизм, христианство и ислам — являются мировыми религиями, так их называют потому, что они обращены ко всем людям, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Есть еще и национальные религии, последователями которых могут быть представители тех или иных наций (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.). Вы также знаете и о том, что внутренне многие религии неоднородны. Они расчленены на различные направления. Так, в христианстве это католицизм, православие, протестантизм, в исламе — шиизм, суннизм, в буддизме — хинаяна, махаяна, тантризм. И если добавить к этому многообразию современные религиозные новообразования (нетрадиционные религии), то в результате получим сложнейшие социальные явления, связанные с религией, которая является неотъемлемым элементом культуры. Что же объединяет все вышеназванное многообразие религиозных форм и проявлений в единый, целостный элемент культуры? Многие считают, что термин «религия» произошел от латинского слова religio, означающего благочестие, благоговение, святость. С точки зрения самих священнослужителей, религия трактуется как связь
(от лат. relegare — связывать, соединять), т. е. особое взаимоотношение человека со сверхъестественным началом, творцом. Они утверждают, что религия существует с момента появления людей и сопутствует всей истории человечества. В философии с ее научным подходом насчитывается более сотни различных определений религии. Психоаналитик Фрейд, например, сводил религию к индивидуальному проявлению невроза. Философ Фейербах считал, что религия есть следствие отчуждения человеком своей сущности; «всякий бог,— писал он,— есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа». Для социолога Дюркгейма главным признаком религии является наличие чего-то священного, предмет которого почитаем, наделен особым моральным авторитетом. Карл Маркс рассматривал религию как фантастическое отражение господствующих над человеком сил. Таким образом, очевидное многообразие суждений и мнений в истолковании истоков природы и причин религии, отсутствие общепринятого ее определения сегодня не позволяет нам в данном вопросе занимать однозначную позицию. Религия и все, что с нею связано, требует глубокого осмысления. Религиозная вера Выделяют три основных взаимосвязанных элемента религии: религиозное сознание (религиозная вера, религиозные идеи, представления, настроения, чувства), религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы, праздники и т. д.), религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, секты, церкви и др.). Какой из этих элементов является главным, фундаментальным, определяющим своеобразие религии как целостного явления культуры? Это, конечно, религиозное сознание, и в нем следует искать «минимум» религии. Но что отличает религиозное сознание от других форм духовности? Во-первых, убежденность в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир высший, потусторонний.
Во-вторых, вера в первозначность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру. В-третьих, признание возможности взаимосвязи, взаимодействия, взаимообщения двух миров. Эти три основополагающие аксиомы представляют собой отличительную «опорную» точку религиозного сознания. Его своеобразие заключается в том, что мир сверхъестественного с его специфическими представлениями (духами, бестелесными существами, богами и т. д.) воспринимается верующими не просто как абстракции — вымыслы, а как живая реальность, существующая и действующая. Она не противостоит человеку, но невидимыми связями пронизывает его плоть, дух, волю, чувства, эмоции, живет внутри человеческого «Я» в качестве его необходимой реальности, гораздо более важной и значимой, нежели вся другая действительность. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром. Он сверхъестествен в том смысле, что не подчиняется законам физического мира, находится за пределами эмпирического, основанного на опыте, земного бытия и не доступен пониманию обычными чувственно-рациональными способами. Чем же было обусловлено «прорастание» религиозных представлений в глубинные пласты сознания, почему они получили такую яркую чувственно-эмоциональную окраску? Суть тут в особенностях религиозной веры. Часто веру в сверхъестественное называют отличительной характеристикой религии. Действительно, религиозная вера отличает ее от всех других духовных явлений. Не случайно понятия «религиозный» и «верующий», «вера» и «религия» употребляются как взаимозаменяемые. Вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру не является исключительной принадлежностью религии. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Люди верят в науку, разум, прогресс, коммунизм, верят в счастье, любовь, справедливость, в бессмертие, верят гаданиям, пророчествам и т. п. Так в чем же заключается своеобразие религиозной веры? Прежде всего религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы, понятия-фантазии) о потустороннем, природа которого коренится в сфере священного, таинственного, недоступного для постижения разумом обычного человека. Во-вторых, религиозная вера — это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности в абсолютной и безоговорочной истинности религиозных представлений. Таким образом, религиозная вера имеет дело со своеобразным знанием, не требующим дополнительных рассудочных
доказательств. Во многом по этой причине она так непоколебима, стойка и прочна. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций и т. д. Здесь присутствуют и рационально-чувственные элементы религиозной веры, но приоритетная роль принадлежит эмоционально-чувственному элементу. На теоретическом уровне религиозное сознание представлено в форме систематического вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библия, Коран и др.), утверждается религиозными организациями в виде канонизированных формул (догматов). Содержание вероучения развивается в специальной отрасли религиозного знания — богословии, или теологии, которая включает апологетику, догматику. Вероучительные формулы и документы являются результатом переработки содержания обыденного сознания, но они, в свою очередь, оказывают сильное влияние на повседневные религиозные предствления, формулируя его в заданном религиозными организациями направлении. Культовые действия и религиозные организации Вера, религиозное сознание, как было уже сказано,— это главный, основной элемент религии. Кроме него, в структуру религии входят также религиозные действия и религиозные организации. Религиозные действия могут носить культовый или внекультовый характер. Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или
Богом) с целью воздействовать на них. К ним относятся религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. К духовной относятся внутреннее самоуглубление, созерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения богословов. Практическую сторону внекуль-товой деятельности составляют всякие действия, направленные на внедрение, пропаганду и защиту религии. Религиозные организации представляют собой систему учреждений, призванных регламентировать, контролировать и регулировать поведение и действия верующих данной конфессии (вероисповедания) и удовлетворять их религиозные потребности. Религиозные организации — форма упорядочивания совместной религиозной деятельности. Первичным организационным звеном являлась религиозная группа (община). В первобытном обществе религиозная группа совпадала с родом, племенем и т. п., в культовых действиях участвовали все члены общины. По мере развития социума постепенно в Древнем Египте и других ранних цивилизациях возникла особая категория людей по проведению культовых действий — жрецы, которые сформировали относительно самостоятельные организации служителей культа — жреческие корпорации. С возникновением христианства служители культа образовали особую организацию — церковь, которая взяла на себя функцию проведения всех религиозных действий.
Выводы. /. Религия — особое явление культуры, одна из важнейших форм восприятия человеком действительности и осмысления своего отношения к ней. 2. Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. 3. В развитых формах религия как социальное явление включает в себя религиозное сознание, религиозные действия и религиозные организации. Словарь Атеизм — безбожие, отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии. Бог — высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами. Богословие — то же, что и теология. Вера — принятие чего-либо за истину, знание, перешедшее в убеждение. Культ — религиозное поклонение. Медитация — сосредоточенность в мышлении на каком-либо одном объекте (например, мыслях о Боге). Религиозная вера — убежденность в существовании сверхъестественных сил.
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога. Теология (богословие) — учение о Боге, система религиозного вероучения. О 1. Каковы отличительные черты религиозной веры, сознания? • 2. В чем заключается специфика религиозной веры, сознания? 3. В чем состоит особенность религии по сравнению с другими явлениями культуры (наука, философия и др.)? ПРАКТИКУМ ПОДУМАЙТЕ 1. Проанализируйте следующие подходы к пониманию религии и попытай тесь выявить их недостатки и достоинства: а) «В самой общей форме можно дать такое определение религии: рели гия есть познание Бога и переживание связи с Богом» (русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков); б) «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отраже нием в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). 2. Знания — вера. Русский религиозный философ И. А. Ильин писал: «Полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно и ясно; и только настоящие ученые знают границы своего знания. Среди настоящих и великих ученых многие питали и питают живую веру в Бога: их взор не ослеплялся тем, что уже познано и добыто, но оставался прикованным к тайнам мироздания и скрытым в них богатствам... истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к нему». Исключают ли друг друга знания и вера? Назовите имена ученых, которые были религиозными людьми. Приведите исторические примеры конфронтации науки и ре- Мировые религии Буддизм (от санскритского слова «Будда», означающего «просветленный») — исторически первая мировая религия (наряду с христианством и исламом), возник в VI в. до н. э. в Индии. Наибольшее распространение буддизм получил на Дальнем Востоке, в странах Юго-Восточной и Центральной Азии. Последователи буддизма считают, что появление данной религии было результатом просветления принца из царской семьи знатного рода Гаутама племени шакьев. Земная проповедь Гаутамы Шакья-Муни, или Будды, составила основу вероучения буддизма. Христианство возникло в начале I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Оно включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, ряд идей философии античности. Последователи христианства считают, что, согласно Новому
Завету, основателем христианской религии является Иисус Христос (от греч. christos — помазанник, мессия). Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Пострадав за грехи людей, он был распят правителем Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес и вознесся на небо. В будущем состоится второе пришествие Христа, который будет вершить «страшный суд» над живыми и мертвыми, даруя «вечную жизнь» праведникам, обрекая на адские мучения грешников. Главной «священной» книгой в христианстве является Библия. Ислам (арабск. покорность) возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. в период образования Арабского государства. Главным догматом ислама является признание единственного «истинного» Бога — Аллаха, от воли которого зависят все события в мире, как бывшие, так и будущие. Мусульманин обязан признавать «пять столпов веры». Первым из них является произнесение символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник божий». Далее, мусульманам предписано пять раз в день совершать молитвы (намаз), соблюдать пост, платить налог, совершать хадж (паломничество). Основные положения ислама изложены в Коране (арабск. «караа», что значит — читать), содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Мухаммеду. Задания Подготовьте рефераты по темам: «Христианство», «Буддизм», «Ислам», а также: «Наука и религия», «Человечество в XXI в. и перспективы религии». Проведите обсуждение проблемы «Мировые религии: общее и особенное в вероучении, культе, религиозных организациях». ПРИСЛУШАЕМСЯ Религия — это часть идеала в жизни человеческой. Э. Ренан Постоянное движение религии вперед — в сближении ее с нравственностью. Если в богословии мнения изменяются, то убеждения людей относительно поведения неизменны. Р. Эмерсон V Все религии основывали нравственность на покорности, т. е. на добровольном рабстве. А. Герцен Религия и Законы — пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги. Д. Дидро
Что можно прочитать Радугин А. А. Введение в религиоведение. М., 1996. Алпеева Т. М. Таинства человеческого бытия. Мн., 1997. Классики мирового религиоведения. М., 1996. Вернуться к графической версии учебника... Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 4-16 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; Под ред. Ю. А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с: ил. Т. М. Алпеева —§ 12—15; Е. В. Беляева —§ 5—7, 10, 11; Г. А. Ва-силевич —§ 16; Н. Н. Ганущенко — заключение; М. Ф. Грищенко —§ 18; А. Н. Данилов —§ 17; В. И. Миськевич —§ 2, 4, 8, 9, 23; С. В. Панов — логико-структурные схемы; В. В. Позняков —§ 1,3; А. А. Подойников — § 19, 20; И. А. Рябков — § 23; Э. А. Фонотова — § 13, 14; Ю. А. Харин — введение, § 1, 2, 21—25, заключение. Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:
Тема I. Мир культуры Тема II. Духовные ценности культуры Тема III. Духовный потенциал религии Тема IV. Социальная культура Тема V. Человек перед лицом будущего Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":
Учебники по ЧОГ (ЧПО) за 1 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 2 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 3 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 4 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 5 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 6 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 7 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 8 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 9 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 10 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 11 класс |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.