|
ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте. 1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс § 24-25. Человек гуманныйЧеловек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классааВернуться к графической версии учебника... § 24—25. Человек гуманный Быть цивилизованным — не значит быть гуманным Современная цивилизация принесла людям невиданный прогресс в технике и комфорт в быту. Вместе с тем, вступая в новое тысячелетие, человечество оказалось в состоянии многостороннего кризиса: экологического, социального, демографического, духовно-нравственного и др. Нынешняя цивилизация со всей отчетливостью обнаружила
не только давно свойственные ей глубокие противоречия, но и выявила новые, ранее неведомые, опасности для людей. Сегодня цивилизация совмещается с самыми чудовищными проявлениями дикого варварства и бесчеловечности. Достаточно вспомнить о террористических актах 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а еще ранее о фашистских лагерях смерти и душегубках, ставших символом тотального антигуманизма. Ныне, кажется, человек начинает понимать: быть цивилизованным — это еще не значит быть гуманным. Вдумайтесь, как звучит название одной из статей американского ученого Д. Белла: «Преступление как американский образ жизни». А ведь многие из нас США считают образцом цивилизации. Поэтому возникает вопрос: цивилизованный человек всегда ли сегодня гуманный человек? Для этого, прежде всего, согласимся с тем, что непременным условием по формированию и проявлению собственно человеческих качеств в ближайшем будущем будет, очевидно, стремление самого общества к возвышению личности, созданию необходимых предпосылок для ее многостороннего развития. А пока же, что очевидно, и в уже наступившем XXI в. всех нас ожидают — даже если отвлечься от вероятных глобальных катастроф — непростые испытания. Нередко еще при всепроникающем государственном бюрократизме, авторитарных и фундаменталистских режимах человек продолжает рассматриваться как «винтик» социальной мега-машины, как «функция», а не как самоинициативное деятельное творческое существо. В условиях нарастающей компьютеризации общества уже не столь фантастическими кажутся теперь пророчества многих писателей и философов о наступлении в ближайшем будущем эры роботов, киборгов, «электронной цивилизации», появлении «модульного» и «виртуального» человека. Технизация мира человека в развитых странах сопровождается ныне, как уже отмечалось ранее, все более явным превращением людей в одномерные существа. Это проявляется, в частности, в их нарастающей ориентации на ценности потребления, а не творчества, в результате чего возникает особый тип человека потребляющего. Конечно, здесь нужно помнить, что сейчас на нашей планете возникло объективное противостояние так называемого «золотого миллиарда» (населения богатейших государств) и всего остального населения Земли, для которого все серьезнее становится проблема не потребительства, а задача элементарного выживания. Что касается нашего, постсоветского, общества, то его нынешнее переходное состояние также негативно сказывается на психологии человека. У многих людей определяющими качествами личности становятся не гуманистические черты, а свойства, придающие им облик так называемого homo zwischens (хомо цвишенс).
Хомо цвишенс Вы помните, что немецкое слово « zwischen» означает состояние «между». Такое состояние, именуемое цвишенизмом, возникает в периоды коренных изменений в общественных отношениях, в уровне и образе жизни людей, в их ценностных ориентирах и установках, когда в бытие человека вторгаются неопределенность и случайность. Тогда-то чаще всего у людей и появляется совокупность свойств, характерных для хомо цвишенса. В таком выражении нет ничего необычного. Ведь описывают же человека как хомо сапиенс (человек разумный), хомо луденс (человек играющий), хомо неганс (человек отрицающий), хомо есперанс (человек надеющийся) и др. Что же отличает хомо цвишенс? Можно выделить следующие особенности. Прежде всего, это человек, утративший внутренние духовные устои. У него отсутствует ясность в смысле и целях жизни. У людей в подобном состоянии зачастую возникают безразличие, апатия, агрессивность и озлобленность. Хомо цвишенс — дезориентированный в духовных ценностях человек. Он легко поддается внушению, склонен к усвоению суеверий, не обладает критичностью. Это человек, оказавшийся перед выбором, колеблющийся. Он вынужден в атмосфере неопределенности принимать рискованные решения. Хомо цвишенс — это человек непоследовательный в социальных действиях, способный к немотивированным деструктивным (разрушающим) поступкам. Итак, с какими же перспективами человеческая цивилизация входит в XXI в.? Напомним, что многим ученым наше будущее видится в весьма мрачном свете. Так, некоторые футурологи убеждены во все усиливающемся нарастании тенденции утраты людьми собственно человеческих качеств и близком торжестве гибельной для человека его одномерности как существа «потребляющего», «зомбированного», «технизированного» и т. п. Другая, тоже малопривлекательная, перспектива — пребывание общества в состоянии постоянного воспроизводства цвишенизма при национальных, региональных и социальных конфликтах; в условиях глобальных столкновений различных цивилизаций; когда пропасть между богатыми и бедными странами будет все больше углубляться. Таким образом, для социума и для каждого из нас возможно будущее с его социальной нестабильностью и духовно-психологической дезориенти-рованностью личности, у которой будут выработаны установки лишь на разрушительные действия. Поэтому у человечества есть только один путь в будущее: утверждение на планете Земля между людьми отношений действенного практического гуманизма.
Действенный практический гуманизм О чем тут, собственно, идет речь? Воспользуемся для пояснения глубоко мудрыми и верными соображениями русского мыслителя и революционера Михаила Бакунина: «За нами наша животность, впереди наша человечность; только свет человечности может нас согревать и освещать, может эмансипировать нас, сделать нас достойными, свободными, счастливыми и осуществить братство между нами». Конечно, каждый из нас, людей, бывает слаб, кажется себе порой ничтожным и бессильным; мы поражаемся бесконечной неисчерпаемости тайн природы и чувствуем мизерность наших знаний в восприятии необъятной Вселенной. Многие из людей совершают зло, а некоторых и людьми-то вряд ли можно назвать. В 1996 г. в Москве была издана книга Бориса Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть». Автор на основе переосмысления фактов антропосоциоге-неза утверждает, что человечество не является единым видом. Оно состоит из четырех видов, у которых различная морфология (структура) коры головного мозга. Первые два вида — хищные, с ориентацией на людей. Это так называемые «суперанималы» и «суг-гесторы». Это хищное меньшинство, «псевдолюди», привносят в наш мир бесчеловечную жестокость, бесчестность и бессовестность. Вторые два вида — собственно люди — «диффузный вид: человек разумный» и «неоантроп — человек, духовно эволюционирующий». Безусловно, можно не соглашаться с концепцией Диденко, но, к сожалению, еще немало в человеческой среде встречается особей, которые полностью лишены чувства человечности. Вместе с тем во все времена появлялись мыслители, которые возвеличивали человека. Его воспевали как «великое чудо», он утверждался как «микрокосмос» и высшая ценность, как «универсальное существо». В идеале человек представлялся «всесторонне развитой личностью» и даже чуть ли не Богом. С незапамятных времен люди мечтали о Человеке свободном, творческом, дерзающем, гуманном. Думалось достичь такого состояния, когда бы в обществе утвердились человечность и братство между людьми. Социалисты-утописты (Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн) в достижении этих целей полагались на разум. Марксисты в расчетах на победу коммунизма исходят из действия объективных законов истории и классовой борьбы. Верующие надеялись на божью справедливость. Либералы, которые выступали за мирные средства и методы эволюции общества, ориентировались на консенсус (согласие) свободных индивидов. Сегодня же все больше ученых, политиков и др. возлагают надежды в осуществлении идеалов «глобального гуманизма» на грядущую компьютерно-информационную цивилизацию. Однако есть и совсем противоположные идеалам «глобального гуманизма» представления. Некоторые считают, что вряд ли вообще возможен идеал человека гуманного. Так, например, религиозный фило-
соф Ю. Бохеньский называет гуманизм ничем иным, как просто «суеверием». Тем не менее вера в человека как гуманное существо остается непоколебимой. Люди продолжают верить в возможность построения общества социальной справедливости, мечтают о человеческом братстве, надеются, что в будущем исчезнут социальные различия между людьми, странами и народами. Подобные цели и идеалы, объединяющие все народы, называют глобальными, общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа, каждого государства есть собственные представления о своем пути развития. Когда-то Англия претендовала быть «владычицей морей». Фашистская Германия провозглашала «Третий рейх» воплощением торжества «арийской расы» над «недочеловеками» (славянами, евреями и др.). Царская Россия в прошлом свою государственную идею рассматривала как опирающееся на православие объединение народов в империю («Третий Рим»). СССР свой идеал видел в построении коммунистического общества, что и было его государственной идеей. Сегодня суверенная Республика Беларусь, как и другие бывшие республики СССР, нуждается в собственной государственной (или национальной) идее, т. е. в ясных и четких представлениях о своем будущем, о задачах, идеалах, к которым нужно стремиться и которые вселяют веру у граждан нашей страны в лучшее будущее. Каким путем пойдет Беларусь в поисках своей государственной идеи, пока трудно сказать. Возможно, республика пойдет по пути восстановления и развития социалистического общества. Не исключен вариант, что наша страна сделает выбор в пользу модели западноевропейских стран. Предлагаются и предполагаются и другие возможные пути развития Республики Беларусь. Нам же кажется, что не важно, какой путь выберет наша страна, главное, чтобы в основу развития ее были положены гуманистические начала. Думается, что в этом смысле основой государственной (национальной) идеи должна стать идея действенного практического гуманизма. И если эта идея будет заложена в национальную идею других государств мира, то не таким уж и проблематичным видится будущее человечества. Почему? Да потому, что действенный практический гуманизм уже сегодня отнюдь не ограничивается только поисками идеалов людского общежития, он устремлен на утверждение человечности «теперь» и «здесь», т. е. в жизни нынешнего поколения, как в общепланетарном масштабе, так и в определенном государственно-национальном социуме. В чем же суть современного гуманизма? Это понятие достаточно сложное. Оно включает в себя: особое («человеческое») отношение людей к миру живой и неживой природы в их экологических связях с обществом; своего рода благоговение перед жизнью (Альберт Швейцер);
рассмотрение человеческой жизни как главного людского идеала и высшей ценности; специфические социальные чувства соучастия, взаимопомощи, коллективизма, сострадания, милосердия, уважения, солидарности, достоинства и др.; нравственный образ жизни на достойном человека уровне его материального благополучия, исключающего поведение людей по принципу «человек человеку — волк»; систему идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами и достоинством, стремящееся к добру и истине, чуткому к красоте, всегда готовому прийти на помощь ближнему и дальнему; практические социальные действия во всех сферах жизни общества с ориентацией на благо человека как конечную цель. Люди живут и трудятся в реальной социальной среде, в конкретное историческое время, в пространстве определенного национального государства. Для нас, граждан Республики Беларусь, восприятие действенного практического гуманизма означает приложение собственных сил к экономическому и культурному развитию нашего государства, любовь к Отечеству, гордость за страну и патриотизм. Таким образом,- действенный практический гуманизм на уровне здравого смысла отдельного человека — это оптимальная линия его поведения и общения с другими людьми, исходное начало собственного личностного духовного возвышения. Для всего общества — это
приемлемый в условиях современных кризисных вызовов ориентир государственной политики. Но главное все же не государство, а человек. Именно ему принадлежит приоритет в выборе нашего будущего. И, воспринимая гуманистические ценности, человек тем самым сознательно выбирает их в качестве альтернативы узкому эгоизму и бездуховности. Так что человеческий выбор — за каждым из нас. Выводы. 1. В условиях нарастания многоаспектных противоречий современной цивилизации происходят дегуманизация общества, разрушение личности, превращение человека в одномерное существо. 2. Сохранение и возвышение культуры в новом тысячелетии требует переориентации целей и усилий общества на ценности действенного практического гуманизма. 3. Человек гуманный — тот, кто целью социальных действий ставит создание достойных людей условий жизни, их свободу и братство; кто утверждает на Земле социальную справедливость и уважение прав личности; кто стремится на необозримое будущее сохранить для грядущих поколений всю уникальную красоту нашей удивительной планеты, «планеты людей», «колыбели человечества». Словарь Действенный практический гуманизм — ориентация социальных действий на возвышение человека в реальных условиях существующего социума. Хомо нвишенс — человек, находящийся в состоянии мучительного выбора. Человек гуманный — тот, кто воспринимает человеческую личность как высшую ценность. Человек модульный — одномерность человека, проявляющаяся в возможности его заменяемости другим любым человеком или автоматом. Человек цивилизованный — тот, кто ориентирован на ценности цивилизованного общества. •^ 1. В чем может обнаруживаться одномерность человека? * 2. Что такое хомо цвишенс? 3. Каково содержание понятия «гуманизм»? ПРАКТИКУМ ПОДУМАЙТЕ 1. Новый человек. «Функции нового общества — способствовать возникновению нового человека, с новой структурой характера, которая будет включать следующие качества: Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть. Ощущение чувства безопасности, идентичности и уверенности в себе, основанного на вере в то, что человек существует, что он есть, на его внутренней
потребности в привязанности, любви, единении с миром, которая заменила желание иметь, обладать, властвовать над миром и, значит, быть рабом своей собственности. Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысла нашей жизни и что условием для плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, может быть только полная независимость и отказ от вещизма. Ощущение себя на своем месте. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации. Любовь и уважение к жизни во всех проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, власть и все то, что мертво. Стремление как можно больше умерить свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий. Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, так как будет достигнуто такое состояние, когда иллюзии будут не нужны. Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию. Всестороннее развитие человека и его близких как высшая цель жизни. Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям. Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным. Все более и глубокое, и всестороннее самопознание. Ощущение своего единения с жизнью, т. е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от ее истощения и разрушения, стремление понять природу и жить с ней в гармонии. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой — не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой: развитие или разрушение, жизнь или смерть. Понимание того, что лишь немногим удастся достичь совершенства по всем этим пунктам, и в то же время отсутствие амбициозного стремления «достичь цели», так как известно, что такого рода амбиции — всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание. Счастье возрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь сама по себе приносит человеку такое удовлетворение, что он едва ли должен беспокоиться о том, чего он еще мог бы или не мог бы достичь» (Эрих Фромм. Иметь или быть). Как вы думаете, чтобы возвыситься до человека гуманного, достаточно ли обладать качествами «нового человека», о чем пишет американский философ?
2. Модульный человек. ...«Мы сформировали ограниченные структурные отношения с большинством окружающих нас людей. Сознательно или нет, мы определили наши связи функциональными терминами. Пока нас не затронули внутрисемейные проблемы продавца обуви, его мечты, надежды и разочарования, он остается для нас полностью заменяемым любым другим продавцом той же квалификации. В результате применения модульного принципа к человеческим отношениям мы создали свободную личность: Модульного Человека. Вместо того чтобы быть захваченными человеком полностью, мы вникаем только в модуль его личных качеств. Каждую личность можно представить как уникальную конфигурацию тысячи таких модулей. В отличие от личности в целом модули, несомненно, могут быть взаимозаменяемыми. Пока нашей целью остается покупка пары ботинок, а не любовь, дружба или ненависть продавца, у нас нет никакой необходимости вникать в другие модули и интересоваться теми из них, что образуют его характер... Нельзя сказать, что модулярные отношения самое лучшее, что существует в мире» (Альвин Тоффлер. Футурошок). Как вы полагаете, в чем заключается неприемлемость подхода к личности только в модулярном отношении? 3. Религиозный человек. «Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира... Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Сам факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельст вует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоиться на бытии сверхприродном... Загадочность и противоречивость человека определяются не только тем, что он есть существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе и отблеск небесного света, но еще глубже тем, что он изначально есть дитя Божье и дитя ничто... Корни его на небе, в Боге и в нижней бездне. Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новые начала. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принци пиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставилась лишь в религиозном сознании... Человек есть существо, сотворенное Богом и носящее в себе образ и подобие Божье...» (Н. А. Бердяев. О назначении человека). Во всем ли прав русский религиозный философ?
4. О человечестве. Готов для человечества Он многое свершить, Но торопиться нечего — Зачем ему спешить! Пока еще он подвига Себе не приглядел, А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! Дед от простуды лечится — Лекарство дать велит, Но он не человечество — Он старый инвалид. С утра Наташка мечется — Гуляйте с ней с утра! Она не человечество, А младшая сестра... В своем платочке клетчатом В углу ревет сестра — Я тоже человечество! И мне гулять пора! (Агния Барто.) Какие серьезные гуманистические вопросы ставит в своих стихах для детей А. Барто? ПРИСЛУШАЕМСЯ Все восклицают: где человек, который спасет нас? Нам нужен человек! Не ищите этого человека. Он рядом с вами. Этот человек — вы, я, каждый из нас!.. Как сделать себя человеком? Нет ничего труднее, если не уметь захотеть этого; нет ничего легче, если захотеть. А. Дюма-сын Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой. Талмуд У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком. Л. Шефер Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как желали бы, чтобы с нами поступали,— вот что можно назвать человеколюбием. Выше этого нет ничего. Конфуций
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Р. Эмерсон Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. К. Маркс Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир. А. Сент-Экзюпери Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек. Якуб Колас Что можно прочитать Давидович В. Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, 1997. О человеческом в человеке. М., 1991. Вернуться к графической версии учебника... Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 4-16 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; Под ред. Ю. А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с: ил. Т. М. Алпеева —§ 12—15; Е. В. Беляева —§ 5—7, 10, 11; Г. А. Ва-силевич —§ 16; Н. Н. Ганущенко — заключение; М. Ф. Грищенко —§ 18; А. Н. Данилов —§ 17; В. И. Миськевич —§ 2, 4, 8, 9, 23; С. В. Панов — логико-структурные схемы; В. В. Позняков —§ 1,3; А. А. Подойников — § 19, 20; И. А. Рябков — § 23; Э. А. Фонотова — § 13, 14; Ю. А. Харин — введение, § 1, 2, 21—25, заключение. Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:
Тема I. Мир культуры Тема II. Духовные ценности культуры Тема III. Духовный потенциал религии Тема IV. Социальная культура Тема V. Человек перед лицом будущего Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":
Учебники по ЧОГ (ЧПО) за 1 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 2 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 3 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 4 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 5 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 6 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 7 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 8 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 9 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 10 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 11 класс |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.