|
ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте. 1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс § 13-14. Человек религиозныйЧеловек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классааВернуться к графической версии учебника... § 13—14. Человек религиозный Ситуативное обращение к религии Чувство веры в сверхъестественные силы делает человека религиозным. Что это значит? Какими признаками он отличается от человека нерелигиозного, атеиста? Кажется, что ответ на этот вопрос довольно прост. Религиозный человек — это тот, кто верит в сверхъестественные силы, Бога, а атеист — это тот, кто их отрицает. Религиозный человек в жизни во многом полагается на сверхъестественные силы, Бога, а атеист видит и понимает бытие как единственную в своей сути реальность и в жизни полагается на себя и собственные силы. Значит, главный признак/»еяи-гиозности человека — это его вера в сверхъестественные силы, что, собственно, и отличает его от атеиста, который ни во что подобное не верит. Однако часто ли мы в обществе встречаем людей, обладающих «чистым», «стерильным» атеистическим мировоззрением? В сознании большинства из нас так или иначе присутствует религиозный элемент, хотя он бывает и «запрятан» в глубинные пласты психики. В ситуациях же жизненных кризисов, потрясений, горя, беды, страданий и
т. д. даже у человека, считающего себя атеистом, могут проявиться элементы религиозного сознания. Он вспоминает Бога, мысленно обращается к нему за помощью, идет в церковь, ставит свечку, жертвует материальные средства и т. д. Причины, по которым люди обращаются к религии, могут быть самыми различными. Первущ группу составляют люди, у которых отношение к религии основываетсяла— чувстве страха получить возмездие за совершенные грехи, за содеянные преступления и неблаговидные дела и вере в то, что с помощью покаяния, раскаяния и других культовых действий мояцкщрбиться прощения при жизни и обеспечить бессмертие души. Вторая группа исходит из чувства неудовлетворенности судьбой, ее коллизиями и ниспосылаемыми испытаниями и желания компенсировать неудачи земной жизни в вечной жизни после смерти. Здесь религиозность обусловлена своего рода «коммерческим» предложением: «не удалось насладиться бытием в этой жизни, в другой^ будет реванш». Третья группа — это те, мотивы которых корнями уходят в потребность в утешении. Видимо, не случайным является тот факт, что горе и душевные страдания в подавляющем большинстве случаев вынуждают человека, считающего себя неверующим или даже атеистом, обращаться к религии. Можно выделить и иные группы людей, у которых обращение к религии базируется на подражании другим, большинству, на любви и уважении к верующим родителям; основывается на традициях (верили отцы, предки, и я должен), на национальном чувстве и желании сохранить духовную связь со своей нацией и т. д. Сегодня можно наблюдать, что ситуативное обращение к религии часто зависит от того, какое место человек занимает в социальной структуре общества. Так, например, если в советском обществе религиозность воспринималась как нарушение нормы, а верующий человек обладал чуть ли не самым низшим социальным статусом, то сейчас существует «мода» на религиозность. Это вынуждает отдельных людей (особенно чиновников различных рангов, государственных и политических лидеров и их подчиненных) публично демонстрировать свою религиозную приверженность. Особенность подобных и других людей, ситуативно обращающихся к религии, состоит в том, что за незначительным исключе-
нием их вера выражается не во внутреннем религиозном чувстве, в исповедании" тех или иных религиозных учений, а в чисто эгоистическом чувстве и уповании на то, что сверхъестественные силы могут и должны откликнуться на их просьбы и оказать помощь. Как правило, в большинстве таких случаев люди ориентированы на исполнение внешней стороны религии — посещение храмов, произнесение молитв, участие в культовых и ритуальных мероприятиях, поклонение иконам и т. д. Их вера ситуативна, проявляется от случая к случаю, зависит от конкретных обстоятельств жизни. Таких людей нельзя считать религиозными. Тогда возникает вопрос: а какой же человек может рассматриваться как религиозный? Разнообразие форм религиозности Понятие «религиозность» отражает качественное своеобразие духовного мира личности с точки зрения внутренней укорененности веры во все структуры ее сознания. Для человека она предстает мировоззренческим смыслополагающим принципом, обусловливающим его поведение и деятельность. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, Бога, высшего, вечного, совершенного мира абсолютной справедливости, любви, добра, красоты, разума. Он верит в возможность контакта с этим миром, надеется перейти в этот мир после завершения земной жизни. С этой целью религиозный человек осознанно и с глубоким чувством и переживанием совершает культовые действия и предписания. Они занимают в жизни верующего особое место, поэтому большую часть своего земного времени он посвящает молитвам, медитациям, чтению вероучительных книг, исполнению таинств и т. д. Во всех случаях, независимо от конфессиональной принадлежности, религиозный человек рассматривает земную жизнь как временный подготовительный этап на пути к жизни вечной. Отсюда главная цель и смысл действий верующего —служение Богу (Абсолюту), приближение и приобщение к нему. Отсюда все формы жизнедеятельности человека ориентированы на претворение нравственно-этического религиозного Идеала. Но это лишь самое общее описание религиозного человека. Как нет абстрактного человека, так и не может быть религиозного человека-аообдрГТёально существует, живет и действует конкретно исторический человек, религиозность которого обусловлена сово купностью социальных и культурных факторов, его инди видуальными особенностями сознания и психики, жизненного опы та итгд: - ¦ " Сознание; поведение и действие религиозного человека были различными в разные исторические эпохи, в разных социокультурных регионах мира.
Сегодня в некоторых странах всевозможными политическими, идеологическими и социальными средствами предпринимаются попытки восстановить или укрепить господство одной религии над другой. В этой связи особенно важной становится проблема свободы совести. Свобода совести — право человека на свободный мировоззренческий выбор, право каждого человека на выбор любой религии или на безрелигиозные, атеистические воззрения. Оно закреплено в конституциях подавляющего большинства современных государств, в том числе и в Конституции Республики Беларусь. Таким образом, содержание сознания религиозного человека обусловливается, прежде всего, конфессиональной принадлежностью, но оно может быть и вне конфессии и представлять собой совокупность представлений, почерпнутых из различных религий, философии, науки. Религиозный человек в конкретном воплощении — это православный, католик, протестант, мусульманин, буддист, иудей и т. д. У них могут быть разные установки — от религиозной умеренности до фанатизма. Конфессиональная принадлежность чрезвычайно важна для характеристики религиозного человека, но явно не достаточна, так как она не отражает уровень penMTHO3 HOCTH^ pee€ mrf«4 usue3 mTcmtr ::=' Wro- meTpd укорененности веры во все структуры сознания. Свойством любой веры (нетолъко религиозной) является то, что она в состоянии подавлять, «ослеплять» разум, жестко и однозначно определять волю, поведение и действие человека. Сознание, обусловленное такой верой, превращает верующего в религиозного фанатика. Религиозный фана-
тизм — это слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Сознание религиозного фанатика враждебно, летер-пимо, агрессивно по отношению к инакомыслящим, инаковерую-щим и, как правило, воплощается в насильственных действиях против них. __Сл^д^ющий уровень религиозности отличает тех, yjcoro вера глубоко укоренена во все структуры сознания. Но вместе с тем нравственно регулирует формы их жизнедеятельностй7"В"" отличие от религиозного фанатизма такой человек^ убежден в истинности своей веры, но уважает инаковерцев, способен к диалогу с ними и мирному~взаимосуществованию. В данном случае главными призщь ками этого уровня религиозности являются не только вера в Абсолют, в Высшйй~мйр,"?ёчный мир Совершенного разума, Любви, Добра, Красоты, но и стремление (через культовые действия — молитвы, поклонение иконам, участие в совершении таинств и обрядов и т. д.) к воплощению высших ценностей в собственном поведении, в земных поступках. К людям такого уровня религиозности можно отнести и верующих, религиозный опыт которых определяется семейными традициями, религиозным воспитанием, влиянием конфессиональных авторитетов и иными факторами. В своем подавляющем большинстве это многие приверженцы сект. По мере укорененности веры можно выделить также группы людей с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент присутствует^ но не является решающим. Такие люди верят в Бога, высший Разум, в бессмертие души. Вместе с тем эта мера веры не предполагает их обязательной конфессиональной принадлежности, строгого знания ими вероучительных систем и неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний. Психология верующего Религия включает в себя, помимо догматов вероучения, также эмоциональное отношение верующих к Богу, к чуждым им силам, природным и общественным явлениям. Богословы считают, что рели-
гиозное чувство является врожденным и, по существу, непостижимым для разума, так как источник его лежит в Боге. В действительности же нет никакого врожденного «религиозного чувства», отличного от других эмоций. Вам уже известно, что эмоции — это непосредственно переживаемое отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Поэтому и в религиозных верованиях присутствуют самые обычные человеческие эмоции, чувства. Но, будучи связанными с религиозными представлениями, они имеют соответствующую направленность (объект) выражения. Объектом эмоций религиозных людей служат сверхъестественные существа — Бог, дух, «нечистая сила». Страх или преклонение перед Богом могут возникнуть лишь у человека, верующего в реальное существование Бога как «творца мира». Иногда объектом религиозных чувств, эмоций могут стать реальные предметы («чудотворная икона», «святой» источник и т. д.) или человек («святой», «праведник» и т. д.). Однако это происходит только тогда, когда действительный предмет или конкретный человек наделяются сверхъестественными свойствами. Религиозную направленность могут принимать самые разные эмоции-переживания (страдание, горе, презрение, страх, гнев, интерес, экстаз и т. д.). В этих случаях они выступают как «страх Господень», «радость общения с Богом» и т. д. В переживаниях верующих важное место занимает эмоция страдания. В ней выражается отношение человека к сверхсильным воздействиям на его психику. Страдание может быть вызвано болью, холодом, жарой, голодом, ошибочными действиями, повредившими другим, мыслью о смерти, об отверженности. Человек чувствует себя в такие моменты несчастным, одиноким, беспомощным. Поскольку эмоция страдания является самой распространенной, религия даже создала «культ страдания», рассматривая его как высшую благодать, обеспечивающую загробное блаженство. Православная церковь, например, отмечает страстную неделю — последнюю неделю перед Пасхой. В эти дни верующие должны вспомнить о страданиях Иисуса Христа перед его мученической смертью на кресте. Печальные молитвы богослужения страстной недели направлены на то, чтобы заставить верующих как бы пережить страдания Иисуса Христа. Мысль о возможной утрате, лишениях порождает страх — переживание, предвосхищающее опасность, угрозу человеку. Однако проблема жизни, смерти и страха перед
ней не является монополией религии. Это, прежде всего, одна из наиболее важных проблем науки, и ее требуется решать в условиях реальной земной жизни, на основе практического осуществления гуманизма. Думается, что не упования на бессмертие души в загробной жизни, а понимание бессмертия человечества, воплощенного в его материальной и духовной культуре, как бессмертия разума и гуманности людей — вот смысл стремления и желания каждого человека жить. Религия стимулирует у верующих и положительные эмоции. Это касается прежде всего религиозного экстаза. Экстаз как высшая степень положительного переживания достигается при особо возвышенных (эмоциональных) состояниях счастья, когда личностное «Я» всецело захвачено чувством. В субъективном восприятии исчезает внешний мир, человек как бы находится вне времени и пространства. У верующих людей такое состояние возникает вследствие «одержимости» религиозными идеями или в результате воздействия на_ихдси-хику отдельных элеменТОв'религиозного культа~Щсступленными плясками, ночными бдениями, самобичеванием, бесконечными молитвами, длительным сосредоточением внимания на религиозных предметах). Действие подобных факторов ослабляет деятельность коры головного мозга, что ведет к притуплению коркового контроля над подкорковой областью и вызывает примитивные эмоциональные и двигательные реакции. Религиозный экстаз не есть проявление чего-то сверхъестественного. Существуют и иные формы экстаза (творческий, политический и др:). Экстаз по 3. Фрейду — это сильнейшее напряжение и мгновенное его снятие. Именно в момент перехода напряжения в освобождение от него (очищения, катарсиса) человек и испытывает подобные состояния. Особые чувства переживает верующий человек в момент исповеди. Исповедь возникла как важное явление в нравственной жизни человека и человечества. Она способствовала внутреннему совершенство-ваншолнди-видуума и общества. Таинство исповеди кроется в психологическом механизме катарсиса.^Чу^ствр_вины (греха) — одно из тяжелейших переживаний человека. Оно возникает у него в связи с сомнениями в правильности своих отношений с людьми, с обеспокоенностью собственными аморальными мыслями и поступками. Сила переживания может достигнуть такого накала, что человек не в состоянии его выдержать. У него возникает потребность освободиться от вины, вывести ее из себя, рассказать, исповедаться. В момент исповеди происходит снятие напряжения, так как чувство вины (греха) «умирает», угасает. Происходит очищение — катарсис. Верующий исповедуется в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени Бога. Однако исповедь неправильно было бы связывать только с религией. Для каждого из нас это своеобразная форма психотерапии. Формы исповеди многообразны. Это и
дневники, и воспоминания, и письма, и публичные выступления и т. д. Отличаются они__ от исповеди верующих объектом исповеди. Это могут быть родственники, друзья, незнакомые люди, совесть как самый строгий судья, и даже животные. Вы могли наблюдать, как люди, ставшие случайными попутчиками, заводят разговор о таких сторонах их жизни, о которых, казалось бы, посторонние не должны знать. Но именно с посторонними иногда и хочется поделиться. А если есть у вас животное-друг, то вспомните, как иногда вы доверяете ему свои потаенные мысли. Когда человек делится с другими своими сомнениями, особенно если они связаны с безнравственными мыслями и действиями, то он как бы «перекладывает» на их плечи тяжесть своих переживаний. Исповедующийся надеется, что его поймут и помогут найти правильный выход, что его рассказ-откровение не выйдет за рамки разговора «между нами». Свои психологические объяснения имеет и молитва. Человек всегда стремится удовлетворить свои духовные и материальные потребности. Однако это порой оказывается невозможным. Часто он вынужден в мучительной борьбе преодолевать различные трудности, препятствия, вследствие чего у него возникают отрицательные эмоции страдания, горя, страха, вины, стыда. И тогда он нуждается в надежде, в сочувствии, в добром к себе отношении со стороны других людей. Как одно из главных средств преодоления житейских невзгод, утешения и надежды религия предлагает верующему молитву. В чем заключается «таинство» молитвы как способа снятия напряжения и регулятора поведения человека? В молитве используется психологическая особенность «земного» мирского слова, его огромное влияние на душевное состояние человека. Исторически молитва зародилась еще в первобытности из магического заговора и заклинания, слова которых якобы обладали «чудесной» силой действовать не только на животных, но и на богов, на нечистую силу. Сгинь ты с глаз моих! Пропади пропадом! Рассыпься! Этими повелительными выражениями и словами человек ограждал себя от нападающих на него духов. Да и мы иногда, рассердившись на кого-нибудь, восклицаем: «Чтоб тебе провалиться!» Тут мы даже не задумываемся, что это элемент проклятия, идущий из глубины веков. Со временем заклинание стало просительным и превратилось в молитву, в которой содержались уже не просто жалоба или просьба, а просьба о чуде. Ожидание чуда — свойство психики человека. Надежда на чудо делает нашу жизнь более радостной, интересной, а главное — помогает снять напряжение. Потому не случайно служители религиозного культа на протяжении многих веков пытались и саму молитву превратить в чудо. Магическая сила молитвы скрыта в ее суггестивном действии (суггестия — это внушение, воздействие на подсознание). Стремление воздействовать на себе подобных (задурить доброго молодца,
девицу-красавицу; словами, болтовней, под шумок добиться желаемого) является одним из основных импульсов человеческого общения. В то же время это стремление может выступать и как специально организованный вид общения, создаваемого при помощи словесных и неязыковых средств (полумрак, свечи, блестяще-белые, с серебряным блеском предметы и т. д.). В этом смысле заговоры, молитвы являются средствами специально организованного общения. Веками отрабатывались тексты молитв, прежде чем они стали средствами суггестивного воздействия на человека. Религиозность и гуманность Чем измеряется религиозность человека? В какой мере она воздействует на поведение человека? Ответы на эти вопросы имеют большое общественное значение. Современные религиозные лидеры, средства массовой информации и др., констатируя факт значительного увеличения количества людей, посещающих храмы, участвующих в культовых мероприятиях, делают вывод о повышении религиозности населения. Действительно, интерес к религии возрос, ее влияние усилилось. Но свидетельствует ли это о том, что массовое сознание приобрело качество религиозности! Думается, что нет. Рыночная ориентация нынешнего человека, практика его повседневного существования сотворила из него «винтик», «придаток» огромной экономической машины, его же руками созданной. Захваченный в ее жернова человек вынужден больше заботиться о «хлебе насущном», чем о душе. Формула успеха во многом сведена к наличию денег. Поэтому нынешняя жизнь позволяет многим убивать, уничтожать, разрушать, воровать, продавать себя и свою душу и т. д. Для этих людей высшие смысл и цели жизни оказываются далеко за горизонтом общечеловеческой нравственности. Поэтому, если главная ценность такого человека — успех, а любовь, справедливость, нежность, милосердие оказались по ту сторону успеха, то можно ли всерьез говорить о религиозном возрождении? Кроме этого, может ли вообще массовая устремленность людей в церковь, исполнение ими религиозных обрядов свидетельствовать о религиозном возрождении? Думается, что массовость участия в религиозных обрядах, таинствах, праздниках вовсе не тождественна массовой религиозности людей. Здесь важно видеть и понимать то, что религиозность человека измеряется прежде всего качеством веры, а также ее ценностной и социальной ориентацией. Как показывают история и практика жизни, человек религиозный отнюдь не всегда человек высокодуховный, нравственный, гуманный, сопереживающий, соучастливый, стыдливый и т. д. Сама по себе религия еще никого не сделала добрее, справедливее, лучше. Это под силу только самому человеку и зависит
от его устремлений. Поэтому не следует говорить о том, что религиозный человек — это воплощение духовности, нравственности, гуманности, а нерелигиозный человек, или атеист, наоборот — бездуховный, безнравственный и т. п. Сегодня, к сожалению, лишь незначительное число людей как среди верующих, так и среди неверующих, атеистов, можно причислить к подлинно духовно-нравственным. Однако это не говорит о том, что реально существует конфликт и противостояние между верующими и неверующими, скорее это конфликт между нравственными, гуманными людьми и бездуховными, безнравственными. Выводы. /. Религиозного человека отличает вера в Бога с его сверхъестественными свойствами и силами и в возможность личного контакта с ним для приобщения к Высшему миру после завершения своей земной жизни. 2. Религиозность у людей проявляется в разной степени и в различных формах, встречаются приверженцы религиозного фанатизма, религиозного подвижничества, люди с умеренной религиозностью. В религиозных верованиях присутствуют самые обычные человеческие эмоции и чувства, но, будучи соотнесенными с религиозными представлениями, эмоции верующих имеют соответствующую направленность. 3. Религиозность не придает человеку автоматически подлинную духовность и высокую нравственность; безнравственные люди могут быть как в среде атеистов, так и в кругу верующих. Словарь Грех — в христианской религии все то, что нарушает Божьи заповеди. Исповедь — христианское таинство, когда человек, открыв грехи священнику, получает прощение незримо от самого Бога. Молитва — «диалог с Богом» с целью приобщения к нему и достижения готовности и способности исполнять его волю. Религиозность — страстная преданность человека своим верованиям, соединенная с разной мерой терпимости к чужим убеждениям. Суггестия — внушение. Таинства — обрядовые действия в христианстве, в ходе которых, по мнению верующих, им сообщается божественная благодать. О 1. Какие черты свойственны религиозному человеку? • 2. Любые ли проявления веры есть свидетельство религиозности человека?
ПРАКТИКУМ ПОДУМАЙТЕ 1. Богослов Макарий Великий писал, что веровать в Бога — значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем. От этого душа становится «вся — светом, вся — оком, вся — радостью, вся —упо ением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою!» Какому уровню религиозности соответствует данное описание? Назовите известных вам из истории подобных религиозных людей. 2. «Вы только представьте себе, какое удовольствие — иметь возмож ность рассказать кому-то о своих сладчайших грехах, чтобы их вам простили, и получить заверение о том, что господь больше радуется одной кающейся грешнице, нежели сотне праведников. Исповедь — это институт, основанный с глубочайшим знанием человеческой натуры. Отнимите у церкви таинство исповеди, и вы увидите, как она опустеет» (Г. Гейне). Как вы думаете, о каком глубочайшем знании человеческой натуры, положенном в основу института исповеди, говорит немецкий поэт Г. Гейне? 3. Приведите примеры религиозного фанатизма в современном мире, покажите его специфику в зависимости от формы религии. Есть ли проявления религиозного фанатизма на территории Беларуси? ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 1. Нетрадиционные религиозные объединения и секты Хотя любая религия претендует на право обладания абсолютной истиной, тем не менее особо благоприятные условия для проявления фанатизма создаются в деятельности сект. Секта (лат. Sekta — образ мыслей, учения) —религиозная группа, отколовшаяся от того или иного религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему. Секты существуют во всех религиозных направлениях. Для сектантов характерны претензии на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, установки на богоизбранность, изоляционизм. В нашей республике наибольшее распространение получили такие христианские секты, как евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и ДР- В последние десятилетия в Беларуси появились так называемые новые духовные объединения (НДО), которые относят себя к нетрадиционной религиозности и известны под такими названиями, как «новое религиозное движение», «религия нового века», «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты» и др. Нетрадиционная религиозность — достаточно сложное духовное явление современного мира, поскольку ни одно НДО не связано с какой-либо традиционной религией и в своей деятельности они не отвечают своим названиям.
Скорее всего НДО — это псевдорелигиозные образования, которые соединяют идеи, представления, образы, культы из различных религий с достижениями современной науки и «теориями» околонаучных дисциплин (астрологии, магии, алхимии, хиромантии, парапсихологии и др.). Выделяют три основные группы религиозных объединений, формирующих нетрадиционную религиозность.
Особую группу составляют «сатанисты». Основателем «Церкви Сатаны» в США является Энтони Лабей, автор «Сатанистской библии». Специфику религиозности членов большинства новых духовно-религиозных объединений составляют: а) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; б) слепое подчинение, фанатичная преданность, служение Учителю, Гуру, Наставнику, Лидеру, Пророку и др.; в) безусловное выполнение требований — предписаний культа, главным среди которых является установка на разрыв с реальным миром, на очищение от «земной грязи». Нетрадиционные вероучения, носителями которых являются секты, характеризуются не только новой интерпретацией священных текстов, предложениями успеха и счастья в текущей жизни, но и новыми технологиями по обработке психики вербуемых людей. Внимание руководителей сект направлено прежде всего на молодежь. Им хорошо известно, что психологическими особенностями подростков и юношей являются повышенное стремление к необычному, нетрадиционному, желание быть независимыми и свободными от опеки, контроля со стороны родителей, потребность общаться с ровесниками, где есть свой лидер. Проявляющиеся сексуальные влечения секта «Семья любви» («Дети Бога») проповедует осуществлять через беспорядочные половые связи. Широко используется технология «оболванивания» — отключения разума при помощи бесконечного ритмичного повторения одной и той же фразы. Кришнаиты, поклоняющиеся Кришне, Богу в индуизме, ежедневно должны повторять молитву «Маха-Мантра» 1728 раз с 4 часов утра. Человеку уже не остается времени думать о чем-либо другом. Для таких верующих характерна потребность постоянно находиться в общине, у них появляется страх ее покинуть» (идти некуда, связи оборваны). Возникает зависимость — одно из главных проявлений нарушения психики. Безусловно, что в таких случаях требуется помощь врачей-психиатров, которые помогут этим людям вернуться к реальной жизни.
2. Портреты земных верующих. «Среди моих знакомых, верующих в существование Бога (а их оказалось более половины), я недавно устроил экспресс-опрос: какие у них отношения с Богом? Что он делает в их жизни? Ответы дали весьма любопытный ряд. Экзотичнее всего Бог Олега Н.: это существо опасное, коварное, и надо внимательно изучить его повадки, чтобы как-нибудь не столкнуться с ним на узкой тропе. Вадиму Д. и Олегу М. Бог никогда не помогает, но лишь наказывает, причем с Олегом он не мелочится, бьет по-крупному, а вот Вадима — только по мелочам, потому что за крупное тот казнит сам себя. Бог Наташи К. и Светы Д. наказаниями не занимается, но Наташе он помогает только в крупных делах и когда она обстоятельно ему помолится, а Свете — независимо от ее молитв, когда сам сочтет нужным, но в основном по мелочам. А вот для Марины П. Бог — близкий друг, с которым она частенько задушевно беседует и который всегда согревает ее душу. Примечательно, что все вышеупомянутые верующие ведут вполне светский образ жизни, молятся только, когда припрет, и о своем нравственном облике заботятся в малой связи с силой своей религиозности. Но, кстати, заботятся. А заботятся ли об этом Боги?» (Николай Козлов. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности.) В кругу ваших знакомых такие же портреты верующих или иные? Подготовьте сообщение о деятельности современных нетрадиционных религий, сект, действующих в Беларуси. Определите, какой уровень религиозности они формируют.
ПРИСЛУШАЕМСЯ Верить — значит отказываться понимать. П. Бурже Вера — это согласие воли с совестью. Л. Н. Толстой Религия — это слабость, которая чаще всего присоединяется к другим человеческим слабостям. С. Марешалъ Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии. Л. Фейербах Привести себя в гипнотическое состояние — к этому направлены, по существу, принятые во многих религиях многократные повторения простой и краткой молитвы, вроде «Святый Боже, помилуй мя». Когда эта фраза повторяется сотни и тысячи раз, наступает гипнотическое состояние. Прибавим к этому бесчисленные поклоны, отбиваемые перед иконами. В. Мессинг
Что можно прочитать Толстой Л. Н. Исповедь. Собр. соч. В 20 т. Т. 16. М., 1983. Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976. Вернуться к графической версии учебника... Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 4-16 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; Под ред. Ю. А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с: ил. Т. М. Алпеева —§ 12—15; Е. В. Беляева —§ 5—7, 10, 11; Г. А. Ва-силевич —§ 16; Н. Н. Ганущенко — заключение; М. Ф. Грищенко —§ 18; А. Н. Данилов —§ 17; В. И. Миськевич —§ 2, 4, 8, 9, 23; С. В. Панов — логико-структурные схемы; В. В. Позняков —§ 1,3; А. А. Подойников — § 19, 20; И. А. Рябков — § 23; Э. А. Фонотова — § 13, 14; Ю. А. Харин — введение, § 1, 2, 21—25, заключение. Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:
Тема I. Мир культуры Тема II. Духовные ценности культуры Тема III. Духовный потенциал религии Тема IV. Социальная культура Тема V. Человек перед лицом будущего Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":
Учебники по ЧОГ (ЧПО) за 1 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 2 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 3 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 4 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 5 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 6 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 7 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 8 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 9 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 10 классУчебники по ЧОГ (ЧПО) за 11 класс |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.